Губернатор Брянской области Александр Богомаз во время пресс-подхода, который прошел в рамках VI Славянского международного экономического форума, ответил на ряд вопросов журналистов.
У главы региона попросили рассказать о подписанных инвестиционных соглашениях и их значимости для экономики, он сказал:
— Нельзя говорить о том, что мы сегодня подписали значимые и незначимые соглашения. Просто есть соглашения более емкие в денежном выражении и менее емкие. Но они все значимы для Брянского региона и для жителей Брянской области.
Представители СМИ поинтересовались, как применение современных технологий отражается на качестве производства и сельском хозяйстве.
Александр Васильевич Богомаз ответил:
— Сегодня многие выступающие говорили, что наша экономика должна получить новое развитие. И то, что мы сегодня делаем в сельском хозяйстве, мы повышаем уровень экономики сельского хозяйства. Невозможно на старой технологии жить дальше. Мы просто обязаны внедрить на всей территории Брянской области все то новое, все то, что сегодня имеют наши лучшие сельхозпроизводители. Ведь мы понимаем, что у нас есть суперуспешные предприятия и есть супернеуспешные. И мы проводим работу на протяжении последних трех лет, когда из супернеуспешных пытаемся сделать суперуспешные. И что меня радует как Губернатора, что эти примеры уже есть, и они не единичны. Те предприятия, которые три года назад еле сводили концы с концами, развиваются. Мы там проводим семинары, мы показываем, что они добиваются успехов в сельском хозяйстве. Они получают урожаи, они получают надои, они получают привесы, а значит, они получают деньги, а деньги — это основа любого бизнеса, в том числе и сельскохозяйственного.
Губернатору задали вопрос по поводу увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции. Журналистов интересовало, есть ли планы по экспорту картофеля, зерна.
— В России в этом году будет произведено более 130 миллионов тонн зерна. Если взять нашу Брянскую область, то мы производим более 400 тысяч тонн мяса. Если даже произвести это мясо с лучшими технологиями, то для этого нужно 3 килограмма зерна на килограмм мяса. Это нужно 1,2 миллиона тонн зерна. Плюс у нас есть еще мукомольная продукция, кондитерская продукция, другие направления, где используется зерно. Ну и, конечно, это экспорт. Буквально вчера мне предоставили данные: в этом году мы экспортировали в Республику Беларусь 17 тысяч тонн пшеницы. Это говорит о том, что сегодня Брянская область выращивает пшеницу высокого качества, пшеницу, которая ничем не уступает той, которую выращивают на Кубани. Но к этому нужно было прийти. К этим показателям, к этим успехам. К тому, что наш хлеб экспортно-конкурентный, к этому тоже нужно было прийти. И мы к этому пришли. И вот дальнейшая задача, чтобы этим могло похвастаться каждое предприятие, которое работает на Брянской земле. И мы это сделаем в ближайшее время!
Вчера мне руководитель нашего Россельхознадзора Алексей Михайлович Щеглов сказал, что они проверили все зерно, которое произведено в Брянской области по качественным показателям. Пшеницы намолочено почти 600 тысяч тонн и более 50 процентов — это зерно, которое соответствует 3 классу. Около 30 процентов — это зерно, которое соответствует 4 классу. Остальное — это фураж. Вы же понимаете, что 300 тысяч тонн произведено многими предприятиями, которые выращивают зерно. Это и АПХ «Добронравов Агро», и «Охотно», и «Красный Октябрь», и такие сельхозпроизводители, как Михаил Довгалев, Евгений Пуцко, Михаил Свистунов. И это показатель применения современных технологий.
Журналисты поинтересовались у Губернатора, скажется ли уровень качества зерна на цене на хлеб для простых потребителей.
— Это вопрос, который сегодня все задают. А если зерно будет не 10, а 7 рублей? И сегодня действительно зерно продовольственное стоит в пределах 9 рублей, в прошлом году было 10. Но в прошлом году наши хлебопеки, которые ко мне приходили, говорили, что нужно повышать стоимость хлеба, потому что мы не укладываемся в калькуляцию. В этом году они говорят о том, что мы цену на хлеб повышать не будем. Мы оставим ее на том же уровне. То есть хлеб в Брянской области не подорожает. И это уже радует. Но в то же время мы должны знать, что невозможно в этом мире жить одному предприятию. Все взаимосвязано. Сегодня здесь представлена и молочная продукция, ведь еще три года назад молоко стоило в пределах 10–12 рублей, сегодня стоит от 22 до 25.
Как только стала расти цена на молоко, у нас начали строить новые животноводческие комплексы. Невозможно одной отрасли жить! Все взаимосвязано. Это то, о чем мы сегодня говорили на экономическом форуме, о том, что невозможно одному в мире жить. И мы все работаем в одном пространстве, в одних экономических условиях. А чтобы там быть успешным и конкурентным, для этого продукция должна, конечно, стоить дешево. Нужно больше получать надои, привесы, урожаи, чтобы всегда быть конкурентоспособным.
Отвечая на вопрос, на какой бизнес стоит сделать ставку в Брянской области — малый или крупный, Губернатор подчеркнул:
— Будет очень неправильно, когда мы будем ставить только на один из бизнесов. Вот сегодня, когда директор «Бежицкого хлебокомбината» Сергей Пилипушко сказал, представляя свою продукцию, что нам поставляют зерно фермеры. Я вообще не понимаю, чем сегодня фермер отличается от ООО, СПК или от агрохолдинга. Одинаковые налоги, одинаковая стоимость дизтоплива, одинаковая стоимость электроэнергии, одинаковая стоимость продукции. Но, понятно, что большая компания имеет больше возможностей, меньшая компания имеет меньше возможностей. Большая компания может купить современную технологию, маленькая компания этого сделать не может. Тем не менее большая компания является хорошим двигателем для маленькой. Сегодня можно много говорить о том, что кто-то доволен или недоволен «Мираторгом». Кого-то, возможно, раздражает их успех, но они сегодня являются хорошим двигателем для всех остальных. Кто еще 5 лет назад мог подумать, что земля в Брянской области будет востребована? А она сегодня востребована! Около миллиона гектаров земли сегодня обрабатывается. И то, что компания «Мираторг» почти 20 тысяч гектаров от леса ежегодно очищает, и остальные наши производители около 13–15 тысяч гектаров, так вот именно «Мираторг» их двигает вперед. А если бы не компания «Мираторг», никто бы этот лес не убирал. Но через 10 лет этот лес уже невозможно будет очистить. И кричать, что все плохо, ума большого не надо. А вот все выстроить, все структурировать, здесь нужна большая работа.
Один из журналистов задал такой вопрос: «Если мы ориентируемся на инвесторов из иностранных государств, то что мы можем предложить Западу, Азии, Ближнему Востоку?».
— Почему вы решили, что мы ориентируемся на западных инвесторов? Мы ориентируемся на своих инвесторов! У нас сегодня все примеры, что именно наши, российские, компании делают успех Брянской области. Компания Траншмашхолдинг, в которую входит БМЗ, тот же «Клинцовский автокрановый завод», тот же Новозыбковский машиностроительсный завод, «Метаклей», «Охотно», «Мираторг», «Добронравов Агро», «Красный Октябрь» — это все наши компании.
И это неправильная постановка вопроса. Правильно, чтобы наши компании учились друг у друга, перенимали опыт и шли вперед! Мне понравилось, что один из выступающих на экономическом форуме сказал о том, что будет через 10 лет. Другой поддержал, что через 10 лет будут востребованы вообще другие профессии. Об этом нужно говорить и думать, какие будут профессии, какие будут технологии. В следующем году мы снимем фильм, когда на поле не будет вообще ни одного человека, и тракторы будут сами сажать картофель. И не один, а порядка 10 тракторов будут все это делать сами. Мы должны понимать, что будет через пять лет. В ближайшие пять лет будет механизатор стоять с пультом, а там будет пахаться, будет обрабатываться, будет идти посадка, уборка. Мы к этому придем. Как сегодня говорил ректор нашего аграрного университета Николай Белоус, востребованы специалисты сельского хозяйства. Востребованы те молодые люди, которые получили специальность зоотехника, у начинающего специалиста зарплата около 80 тысяч рублей, а у агронома около 60 тысяч рублей, а у юристов и экономистов — только 25. Сегодня вектор поменялся. Если 16 лет назад было престижно получать специальность юриста и экономиста, то сегодня это не та специальность. Мы сегодня стоим на пороге того, когда экономист не нужен будет. Экономистом будет сам руководитель предприятия, который занимается этим бизнесом.