22 августа в Брянской области состоялось расширенного заседания координационного совета по внедрению Стандарта развития конкуренции, провел которое Губернатор Брянской области Александр Богомаз.
В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, главный федеральный инспектор по Брянской области Андрей Дьячук, заместители Губернатора, руководители федеральных и региональных органов власти.
К участникам мероприятия обратился Губернатор Брянской области Александр Богомаз:
— Уважаемый Сергей Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим расширенное заседание координационного совета по внедрению Стандарта развития конкуренции в Брянской области. Эта тема крайне важна для каждого региона. Как сказал Президент страны Владимир Владимирович Путин: «Справедливая и честная конкуренция — это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны и динамичного движения вперед во всех сферах жизни».
Стандарт послужит реальным стимулом для поддержки конкуренции в Брянской области. На первом этапе было выбрано 11 социально значимых рынков и 1 приоритетный, и сегодня мы можем говорить о положительной динамике развития конкуренции.
Высокая конкуренция отмечается в сфере розничной торговли, общественного питания, на рынке услуг связи, детского оздоровления и отдыха, социального обслуживания, транспортного обслуживания, производства плодово-овощной продукции.
Существенный вклад в формирование конкурентной среды вносит малый бизнес. На сегодняшний день количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 41955 человек. Число работников, занятых в секторе малого и среднего бизнеса — 126 тысяч человек.
За последние пять лет оборот субъектов малого и среднего предпринимательства увеличился более чем на треть, его рост к 2014 году составил 34%.
Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет Брянской области по специальным налоговым режимам с 2014 года увеличился на 44% и в 2018 году составил 2,8 млрд рублей.
Роль малого бизнеса в развитии экономики страны настолько важна, что его развитие стало отдельным национальным проектом.
Мы активно включились в реализацию Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В области утверждено пять региональных проектов в этой сфере. Объем финансирования за шесть лет превысит 1 млрд рублей, в том числе для реализации программы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в 2019 году предусмотрены бюджетные средства в размере 276 млн рублей.
Реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для развития конкуренции на рынках товаров и услуг будет продолжена с учетом поставленных Президентом страны задач.
«О целях и задачах государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации» рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.
Он напомнил, что Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, который является документом стратегического планирования, определяет цели государственной политики.
Среди них повышение удовлетворенности потребителей, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности, стабильный рост и развитие многоукладной экономики.
Говоря о задачах, которые необходимо выполнить на региональном уровне, он отметил, что национальный план развития конкуренции ставит задачу снизить количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
К 2020 году регионы должны достигнуть 4 контрольных показателя: обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозсубъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу; сокращение в 2 раза количества нарушений антимонопольного законодательства; увеличение доли госзакупок, в которых участвует только малый бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации, в 2 раза (с 15,4% в 2017 году до 31% к 2020 году); увеличение отдельными видами юридических лиц закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (с 11,2% в 2017 году до 18% к 2020 году).
Сергей Пузыревский отметил, в Брянской области со стороны органов государственной власти не допускается нарушений антимонопольного законодательства. Со стороны органов муниципальной власти также отмечено снижение таких нарушений в 2019 году по сравнению с 2018.
С положительной стороны Сергей Пузыревский отметил рост доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Также с положительной стороны отмечено снижение в регионе количества унитарных предприятий на 11,98%.
-Задача по развитию малого и среднего бизнеса является стратегической. Развитие конкуренции состоит в том, чтобы было как можно больше хозяйствующих субъектов, которые производят товары. Отсутствие конкуренции приводит к монополизации товарных рынков и повышению цен, снижению качества товаров. Конкуренция приводит к снижению цены, повышению качества при справедливых условиях. Эти ценности мы должны использовать в экономической деятельности, — подчеркнул Сергей Пузыревский.
Участники совещания обсудили результаты работы в сферах экономики. В частности, были затронуты вопросы ЖКХ. В сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории области в 2018 году осуществляли свою деятельность 182 отраслевых предприятия, из них 153 организаций частной формы собственности, т. е. 84,06% от общего количества.
— Заметное количество унитарных предприятий находятся именно в сфере ЖКХ. Национальным планом развития конкуренции предусмотрен показатель по уменьшению полезного отпуска ресурса ГУПами и МУПами и его увеличения частными компаниями. В Брянской области есть динамика снижения количества таких организаций. Рассчитываем и в дальнейшем на продолжение работы в этом направлении, — сообщил замглавы ФАС.
Помимо этого, в Брянской области увеличилось количество частных учреждений социального обслуживания населения (показатель достиг 20,9%). По словам замруководителя службы, получение важных для людей услуг быстро и качественно формирует положительное мнение у граждан о тех действиях, которые предпринимают органы власти.
Еще один блок вопросов касался поддержки малого и среднего предпринимательства. Доля закупок в регионе у малого бизнеса увеличилась на 5,1%. Создан и получил свое развитие центр инноваций социальной сферы, где оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам поддержки и льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении деятельности в области социального предпринимательства.
Оказано 175 консультационных услуг, сформирован реестр социальных предпринимателей, в который вошли 93 субъекта МСП.
— Стоит отметить, что при поддержке этого Центра реализовано 30 проектов, в которых создано 84 рабочих места. Такая ситуация в очередной раз указывает, что экономика с развитой конкуренцией приносит положительные результаты в вопросе стимулирования предпринимательских инициатив и развития самозанятости граждан. В конечном итоге это влияет на создание рабочих мест и снижение уровня безработицы, — резюмировал Сергей Пузыревский.
С докладом «О внедрении Стандарта развития конкуренции в Брянской области в 2019 — 2022 годах и основных задачах по реализации Национального плана развития конкуренции» выступил директор департамента экономического развития Брянской области Михаил Ерохин.
Он отметил, в 2018 году во исполнение Указа Президента в Брянской области принято распоряжение Губернатора Брянской области от 18 января 2019 г. № 26-рг «О мерах по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Брянской области». Исполнительными органами государственной власти разработаны и утверждены ведомственными приказами порядки организации системы внутреннего обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства, определены уполномоченные структурные подразделения, ответственные за внедрение антимонопольного комплаенса, а также показатели оценки эффективности внедрения антимонопольного комплаенса.
Исполнительными органами государственной власти Брянской области внесены изменения в положения о деятельности, предусматривающие при реализации своих полномочий приоритет задач и целей по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
В целях внедрения системы мотивации органов местного самоуправления к эффективной работе по содействию развитию конкуренции в Брянской области принято распоряжение от 21 декабря 2018 г. № 1337-рг «О системе поощрения муниципальных образований Брянской области в части их деятельности по содействию развитию конкуренции».
Приказом департамента экономического развития Брянской области от 24 декабря 2018 года № 329-к утвержден порядок формирования ежегодного рейтинга муниципальных образований Брянской области в части их деятельности по содействию развитию конкуренции. По итогам 2019 года будет сформирован рейтинг муниципальных образований.
С 2015 года Брянская область приступила к реализации Стандарта развития конкуренции. В рамках реализации «первого» этапа внедрения Стандарта реализован комплекс мер направленных на содействие развитию конкуренции на 12 приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг. Реализованный комплекс мероприятий позволил создать благоприятные условия для развития конкуренции в сфере розничной торговли, общественного питания, на рынке услуг связи, детского оздоровления и отдыха, социального обслуживания, транспортного обслуживания.
— Сегодня мы приступаем ко второму этапу внедрения Стандарта. Стандарт предусматривает ряд требований, которые уже решены в Брянской области рамках реализации первого этапа внедрения Стандарта о которых упомянул Сергей Анатольевич, определен уполномоченный орган, создан координационный совет, заключены соглашения с муниципальными образованиями и другое.
Новым Стандартом предусмотрено содействие развитию конкуренции на 41 товарном рынке. С учетом региональной специфики может быть отобрано не менее 33. Для каждого из рынков установлены минимальные значения ключевых показателей, которые должны быть достигнуты в 2022 году.
Совместно с исполнительными органами государственной власти Брянской области определены 33 рынка для содействия развитию конкуренции.
Это рынки: услуг дошкольного, общего, среднего профессионального, дополнительного образования, услуг детского отдыха и оздоровления, рынки медицинских услуг и розничной торговли лекарственными препаратами; психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, социальных и ритуальных услуг; рынки теплоснабжения, услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, выполнения работ по благоустройству городской среды, рынок по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, купли-продажи и производства электрической энергии; рынки перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным маршрутам пассажирских перевозок и багажи легковым такси; рынок услуг связи и широкополосного доступа к сети Интернет; рынки жилищного, капитального строительства и дорожной деятельности; архитектурно-строительного проектирования и кадастровых и землеустроительных работ; рынки племенного животноводства и семеноводства, добычи общераспространенных полезных ископаемых, легкой промышленности, обработки древесины и производства изделий из дерева; рынки производства кирпича и бетона, а также сфера наружной рекламы.
«О практике применения антимонопольного законодательства в Брянской области» участников мероприятия проинформировал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области Сергей Ведерников.
Брянское УФАС России, являясь территориальным органом Федеральной антимонопольной службы участвует в обеспечении на территории Брянской области реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы.
В соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618, установлен ключевой показатель по снижению в 2 раза количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства в истекшем периоде текущего года Брянским УФАС России проведено 4 выездных семинара для органов местного самоуправления, на которых обсуждались требования антимонопольного законодательства, сотрудники управления отвечали на поступающие от участников семинара вопросы, находящиеся в ведении антимонопольных органов.
В Брянской области реализуется 45 региональных проектов по десяти направлениям. По словам Сергея Ведерникова, в нормативных правовых актах (иных документах), которыми утверждены Планы мероприятий по реализации региональных проектов Брянской области, в том числе паспортах региональных проектов Брянской области, признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.
Национальным планом развития конкуренции предусмотрено увеличение госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза, по сравнению с 2017 годом.
В 2018 году, текущем периоде 2019 года Брянским УФАС России не выявлено нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, т. е. в размере менее 15 процентов совокупного годового объема закупок.
— Хотелось бы еще раз отметить, что реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, возможна только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, представителей бизнес-сообществ и институтов гражданского общества.
Все вопросы, связанные с реализацией Национального плана и Стандарта развития конкуренции, будут регулярно выноситься на рассмотрение координационного совета по внедрению Стандарта развития конкуренции.
Надеюсь на дальнейшую плодотворную совместную работу с Федеральной антимонопольной службой,- отметил Сергей Ведерников.
Губернатор обратил внимание участников мероприятия на вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией. Особое внимание глава региона обратил на тему конкуренции в области медицины. В частности, он привел пример, когда в Стародубской районной больнице пациенту предложили сдать анализ крови через несколько дней. Вместе с тем рядом с лечебным учреждением располагается частная клиника, которая предлагает услуги прямо в день обращения.
— То, что касается частных поликлиник, то они несут минус. Если приходит частник, то пусть он по торгам больницу получает и полностью район обслуживает. Но, когда мы хотим Москву наложить на Брянскую область, там понятно, 15 миллионов население, другие доходы. А у нас? В Брянске частники будут работать, но что будет в сельской местности? Мы тогда должны определиться, кто будет лечить тех людей, которые живут в сельской местности? Мы сегодня так развратили главврачей, что у них частные клиники. В государственной клинике врач не принимает, занят, приходят в частную клинику, и тот же врач принимает, ставит диагноз и назначает лечение.
То же самое и в дорожной отрасли. Мы уже проходили это, когда дороги делали частные организации, и «Автодор» был банкрот. Мы его восстановили. Мы имеем по этому году 600 километров дорог, мосты. Мы что, будем сваливаться на 5 лет назад? Нет. То же самое касается муниципального транспорта. Почему мы покупали автобусы? Какая была конкуренция? Это была не конкуренция, а засилье частников, когда по городу ездили только маршрутки.
Также Губернатор привел пример, когда недобросовестные участники торгов по строительству дороги в районе улицы Романа Брянского выходили на торги, но не для того, чтобы вести строительство дороги, а для того, чтобы сорвать закупки и заработать на этом.
Сергей Пузыревский отметил, что в Правительстве Российской Федерации знают об этой проблеме, и в ближайшее время будут внесены соответствующие поправки в закон. Премьер-министр России Дмитрий Медведев резко прокомментировал ситуацию с недобросовестными подрядчиками и дал поручение по поводу усиления ответственности для недобросовестных подрядчиков, вплоть до введения уголовной ответственности. По его словам, случаи, когда участники конкурса намеренно уничтожают его результаты, должны быть наказуемы. «Заявка дается в таком виде, который не исполним, соответственно, конкурс завершается, исполнить по таким правилам конкурс невозможно, в результате все отменяется, мы все теряем деньги, а кто-то наслаждается этой ситуацией», — сказал Дмитрий Медведев. Он добавил, что эта проблема существует по всей стране.
— Добросовестные компании страдают в таком случае от действия таких участников, которые считаю своим бизнесом срыв торгов, — подчеркнул Сергей Пузыревский.
Вместе с тем глава региона отметил, что в промышленности и сельском хозяйстве работают в основном частные компании, и это дает положительные результаты.
В завершение Губернатор поблагодарил нашего земляка Сергея Пузыревского за участие в совещании и отметил, что все вопросы, связанные с реализацией Национального плана и стандарта развития конкуренции, находятся на его личном контроле и будут регулярно выноситься на рассмотрение координационного совета по внедрению стандарта развития конкуренции.