На тематическом заседании «Конкурентоспособность промышленных товаров и услуг стран славянского содружества. Возможности и перспективы проекта «Шёлковый путь», прошедшем в рамках VI Славянского международного экономического форума, обсуждались темы, касающиеся региональной промышленной политики в новой экономике, поднималась проблематика ключевых вызовов для региональных и муниципальных органов власти при реализации региональной промышленной политики, транслировался опыт передовых компаний во внедрении новых способов производства.
Об особенностях государственного субсидирования индустриальных парков и технопарков говорил руководитель отдела инвестиционной политики и макроэкономического прогнозирования Департамент стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Ильнур Батыршин. Около 140 вариантов государственной поддержки предлагает сегодня Минпромторг России. По словам Батыршина, меры господдержки распределяются по отраслям с учётом специфики и текущих задач развития. Регион может выступать как посредник во взаимоотношениях между получателем субсидий и федеральными структурами. В первую очередь, это касается небольших предприятий, для которых отслеживание и выполнение условий субсидирования порой является непосильной задачей. В скором времени на заседание Госсовета под председательством Президента России Владимира Путина будет вынесен вопрос, касающийся региональной промышленной политики, что говорит о внимании государства к заявленной тематике.
Начальник управления региональной политики Фонда Развития промышленности Владимир Боргардт подробно остановился на специфике регионально-отраслевой структуры финансируемых проектов. Фондом профинансировано 182 проекта на сумму 45,5 млрд руб. В следующем году ожидается выделение дополнительных ресурсов в размере 16 млрд руб.
В рамках дискуссии возник вопрос донесения до регионов информации о мерах господдержки.
Владимир Боргардт пояснил, что за всеми регионами Фондом закреплены кураторы, налажена прямая связь. Кроме того при Фонде работает Консультационный центр по мерам господдержки. Минпромторг в свою очередь проводит стажировки. В них могут принимать участие представители всех заинтересованных структур, в том числе, банковской сферы для получения возможности информирования клиентов о субсидировании кредитных продуктов.
Директор Департамента промышленности транспорта и связи Брянской области Александр Дубинчин подробно рассказал о реализации промышленной политики на Брянщине, отметив детальную согласованность региональных программ развития с аналогичными федеральными документами. Были озвучены показатели работы региональной индустрии за 2016 год. Предприятиями промышленности Брянской области отгружено продукции и товаров собственного производства в объеме 188 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 107 процентов. Масштабные инвестиционные проекты реализуются АО «УК «Брянский машиностроительный завод», АО «Клинцовский автокрановый завод», АО «Брянский Арсенал», ЗАО «Группа Кремний Эл», АО «Новозыбковский машиностроительный завод», АО «Метаклэй», АО «Пролетарий» и т. д.
Александр Дубинчин обратил внимание на то, что брянские компании из числа перечисленных выше, активно сотрудничают с Фондом Развития промышленности, а в 2018 году в Брянске должен быть открыт первый индустриальный парк.
Генеральный директор инженерного центра «Текнер», вице-президент Ассоциации строителей «СКОЛКОВО» Павел Биленко поделился опытом работы с центрами трансформации индустрии 4.0. Термин «Индустрия 4.0» появился в 2014 году и характеризуется пятнадцатью компонентами нового промышленного уклада, позволяющими создавать продукт быстрее, качественнее и дешевле.
Генеральный директор ЗАО «Пролетарий» Николай Ковтунов поднял проблему создания инфраструктуры моногородов. По его словам, города отстают от предприятий. Предприятие увеличивает объёмы производства. Жизненная среда работников предприятия, обладающих высокой квалификацией, выполняющих сложные производственные функции, должна быть соответствующей современным требованиям. Это касается городской логистики, медицинского обслуживания, образования. Предприятие готово участвовать в решении указанных задач на паритетных условиях.
Новый этап дискуссии касался создания в Брянске крупного грузопассажирского авиационного хаба как основы формирования перспективного транспортного узла в рамках реализации проекта «Шёлковый путь».
Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Брянск» Александр Сай рассказал об истории брянского аэропорта, о его роли в формировании современной транспортной инфраструктуры на территории Брянской области. После череды проблем, в том числе банкротств хозяйствующих субъектов, аэропорт в 2017-м году благодаря поддержке Губернатора Брянской области Александра Богомаза, фактически, получил новую жизнь. Продолжается модернизация взлётно-посадочной полосы, рулёжных площадок, стоянок. Совершенствование полосы необходимо в связи с тем, что она была спроектирована под советские авиасуда. У зарубежных самолётов нагрузочные характеристики иные. Масштабные вложения возможно осуществить в рамках соответствующей федеральной программы, вхождение в которую предмет сегодняшних забот руководства предприятия.
Своё видение ситуации в рамках обсуждаемой темы озвучили представители РЖД. Совершенствование предоставления информации о спектре услуг в электронной форме, внедрение новых коммуникативных опций в работе с клиентами — важная задача для брянских железнодорожников. В выступлениях отмечалось, что уже сегодня грузы из Брянска по сложным логистическим схемам отправляются в дальние уголки планеты. Так, продукция сельского хозяйства доставляется в Израиль, Египет, Саудовскую Аравию. Во внутренних перевозках железнодорожным транспортом доминирует продукция ЗАО «Мальцовский Портландцемент».
В завершение дискуссии участники заседания обсудили проблематику перехода промышленности России на рельсы цифровой экономики. Индустриальный интернет, «цифровое» проектирование и тестирование — новая технологическая революция открывает широкие перспективы развития. Игнорирование современных процессов в индустрии неминуемо приведёт к безальтернативному отставанию страны в глобальном конкурентном противостоянии.