8 февраля в Государственной Думе Российской Федерации состоялся пленарный Съезд Общероссийского Конгресса муниципальных образований. В течение работы Съезда делегации субъектов Российской Федерации обсуждали лучшие практики местного самоуправления. Об опыте Брянской области в этой сфере участникам Съезда рассказал Губернатор Александр Богомаз.
Съезд Общероссийского Конгресса муниципальных образований собрал в Москве представителей субъектов Российской Федерации, Министерств, членов Правительства, Губернаторов. В работе Съезда приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Мутко, заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Сергей Неверов, Президент Конгресса, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Виктор Кидяев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин, заместитель Министра экономического развития РФ Вадим Живулин, заместитель Министра юстиции Российской Федерации Денис Новак, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Олег Мельниченко, Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов, депутаты Государственной Думы, делегации субъектов Российской Федерации.
Положительный опыт реализации региональных проектов в Брянской области неслучайно был отмечен на состоявшемся Съезде. В регионе успешно функционирует созданный совет по проектной деятельности. В работу проекта вовлечены все региональные органы власти.
Заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Мутко, выступая перед участниками Съезда, особо подчеркнул, что 2019 год является неким «стартом для реализации 12 национальных проектов»:
— Эффективная работа в этом направлении была проделана вместе с губернаторами, было много дискуссий, обмена мнениями в плане реализации майских Указов Президента. До 15 февраля мы с субъектами должны подписать соглашения о реализации проектов. В этих проектах необходима концентрация всех уровней власти и особенно муниципалитетов. Результатом этой работы должно стать улучшение жизни каждой российской семьи!
Виталий Мутко подчеркнул, что вопросы взаимодействия федерального центра и регионов необходимы для успешного достижения поставленных целей. Заместитель Председателя Правительства РФ отметил положительный опыт Брянской области в вопросах строительства спортивных объектов:
— Мы сейчас до открытия Съезда с Губернатором Брянской области поговорили, как на территории региона реализуется программа по строительству спортивных объектов. Вот эти соглашения, которые рассчитаны на 5–6 лет, мы должны видеть, сколько в итоге мы построим. В Брянской области посмотрели, сколько нужно ледовых арен, бассейнов и подписали соглашения. Губернатор взял на себя обязательства, и мы взяли на себя обязательства по финансированию программы. В итоге мы видим, какой достигнут результат. Поэтому такое планирование дает возможность более спокойно работать в реализации национальных проектов.
Губернатор Александр Богомаз рассказал участникам Съезда об опыте в реализации проектов на территории Брянской области:
— Сегодня основной задачей органов государственной власти Брянской области и местного самоуправления является реализация Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Под моим руководством создан совет по проектной деятельности, сформированы 12 проектных комитетов под руководством заместителей Губернатора Брянской области. В подготовку региональных проектов были вовлечены все региональные органы власти, а также представители органов местного самоуправления. Благодаря тесному взаимодействию с федеральными министерствами и проектным офисом Правительства Российской Федерации в области разработаны 44 региональных проекта по 10 направлениям стратегического развития.
Относительно внедрения цифровых инструментов в работу органов власти могу отметить, что в рамках национального проекта «Цифровая экономика» у нас утверждены следующие региональные проекты: «Цифровое государственное управление», «Информационная безопасность», «Нормативное регулирование цифровой среды», «Цифровые технологии», «Информационная инфраструктура».В Брянской области в прошлом году завершено подключение всех исполнительных органов государственной власти к системе юридически значимого электронного документооборота. В 2019 году к этой системе будут подключены все администрации муниципальных образований Брянской области.
Сегодня у нас в электронном виде предоставляются более 40 государственных и муниципальных услуг в сферах социальной защиты, образования, здравоохранения, земельных и имущественных отношений, природных ресурсов и экологии и других.
То, что эта форма востребована, подтверждается ежегодным ростом на 10–12 процентов количества обращений за предоставлением услуг в электронном виде. В конце 2018 года мы создали кластер цифровой экономики. Пока в него вошли 10 предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий и радиоэлектроники, в наших планах дальнейшее развитие кластера, в том числе за счет государственной поддержки. Координацию работы по цифровой трансформации региона будет проводить созданный Совет по цифровой экономике Брянской области.
Задачи, которые мы ставим перед собой по реализации цифровых социальных проектов, максимально просты — обеспечить равный доступ каждого жителя Брянской области к возможностям в области культуры, образования, здравоохранения федерального уровня.
У нас будут созданы виртуальные концертные залы для онлайн-трансляций концертов и спектаклей самых известных театров страны. Благодаря внедрению Российской электронной школы появится доступ в виртуальные библиотеки, музеи, 3D-лаборатории.
Для оперативного и качественного лечения жителей области предусмотрено уже до конца этого года завершить формирование вертикально интегрированной телемедицины — между ведущими национальными медицинскими исследовательскими центрами и региональными организациями третьего уровня.
Уважаемые коллеги! На фоне таких глобальных задач мы активно работаем и над цифровой трансформацией муниципального управления.
На протяжении ряда лет мы плотно сотрудничаем с Конгрессом муниципальных образований. Наш опыт в развитии территориального общественного самоуправления был отмечен с положительной стороны на Общем Собрании Конгресса муниципальных образований, а также на съезде Всероссийского совета местного самоуправления. Поэтому для нас была большая честь и ответственность принять предложение Конгресса об участии в проекте по цифровизации местного самоуправления «Интерактивная карта МСУ» в качестве пилотного региона.
В рамках проекта мы создали паспорта для двух муниципальных образований региона — Почепского района и города Клинцы.
Информация вводилась за три года. В каждом паспорте отражено свыше 1,5 тысяч показателей социально-экономического положения муниципальных образований. Неоценимую помощь в сборе данных оказали председатели органов территориального общественного самоуправления. Показатели в паспортах будут обновляться раз в год.
Все федеральные и региональные органы смогут брать нужные сведения непосредственно из муниципальных личных кабинетов на Интерактивной карте.Мы считаем, что такой паспорт позволит применять полученные данные не только для решения задач на местах, но и формировать отчеты, делать анализ и прогнозирование, а также снять все разногласия, возникающие между органами местного самоуправления и министерствами, региональными органами власти и контрольно-надзорными службами.
Учитывая положительный опыт Брянской области, предлагаю принять паспорт муниципального образования, разработанный Конгрессом в рамках проекта «Интерактивная карта МСУ», за основу работы по совершенствованию муниципальной статистики.
Уважаемые коллеги! Также Брянская область участвует в совместной работе Минэкономразвития России и Конгресса по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления. Мы проанализировали в соответствии с установкой Президента Конгресса Виктора Борисовича Кидяева муниципальные полномочия в разрезе нормативной базы и источников финансирования по блокам «Экономика и финансы», «Здравоохранение и окружающая среда», «Градостроение и дорожное хозяйство».
Полный список полномочий включал 256 пунктов. Эта работа для нас была новой. Был привлечен потенциал всех отделов муниципалитетов, но и пользу мы получили большую.
Выявлены избыточные или неоправданно затратные нормы, а также пробелы в законодательстве, которые не позволяют местным властям работать эффективно. Сейчас с коллегами из других регионов, Конгресса и министерства приступаем к разработке конкретных предложений по совершенствованию федерального законодательства, регулирующего наделение органов местного самоуправления полномочиями, а также условия исполнения указанных полномочий.
Один из выводов, который был зафиксирован и стал предложением от Брянской области, заключен в следующем. Основой измерения различных показателей экономической деятельности муниципальных образований служит статистический учет. Однако полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе муниципальных образований на сегодняшний день фактически отсутствует. Кроме того, отсутствует и единообразная система статистических данных о состоянии муниципального образования.
Отдельно собираются сведения для оценки эффективности деятельности городских округов и муниципальных районов (свыше 500 показателей). Отдельно — для ежегодного мониторинга Министерства юстиции о развитии местного самоуправления (543 показателя). Отдельно — для Росстата по разделу «Муниципальная статистика». Муниципалитеты также готовят многочисленные отчеты и для других государственных органов.
Для получения качественных статистических наблюдений и результатов сплошных обследований, в том числе и для планирования, оценки достижений реализации национальных проектов, очень важна подготовка качественной и общедоступной информационной основы.
И вот эту основу мы видим именно в тех показателях, которые необходимы для заполнения паспорта муниципального образования с дальнейшим их введением в «Интерактивную карту».
На примере Брянской области мы видим, что оба проекта Конгресса — и по инвентаризации, и по интерактивной карте — направлены прежде всего на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, эта эффективность будет еще выше, если представители органов местного самоуправления (советов муниципальных образований субъектов РФ) будут вовлечены в работу совещательных органов по реализации национальных проектов на территориях регионов.
Так, в Брянской области в Состав Совета по проектной деятельности включен председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области». Ведь успех реализации национальных проектов в значительной степени зависит от эффективной работы региональных и муниципальных органов власти.
В завершение своего выступления хотел бы выразить большую благодарность нашему Конгрессу и лично Виктору Борисовичу Кидяеву за инновационность и актуальность проведенной работы!
Участники Съезда проанализировали практики регионов, уделив особое внимание развитию советов муниципальных образований, взаимодействию органов государственной власти с советами муниципалитетов, реализации национальных проектов, цифровой трансформации системы государственного и муниципального управления. Утвержденная участниками Съезда резолюция будет направлена в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации, Конгресс муниципальных образований, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.