В рабочей встрече Губернатора Брянской области с руководством АО «УК «Брянский машиностроительный завод» приняли участие заместители Губернатора Александр Жигунов и Геннадий Лемешов, глава Брянской городской администрации Александр Макаров, исполнительный директор АО «УК «Брянский машиностроительный завод» Леонид Кайков, советник генерального директора АО «УК «Брянский машиностроительный завод» Анатолий Задорожный.
Брянский машиностроительный завод — одно из крупнейших предприятий транспортного машиностроения России. С 2002 года входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг», признанного мирового лидера производителей железнодорожного транспорта. БМЗ производит маневровые тепловозы различных модификаций, магистральные тепловозы, вагоны, узлы и зоны эскалаторов метрополитена, запчасти для железнодорожного транспорта. Продукция предприятия востребована в России, странах СНГ и Балтии, а также выходит на международный рынок. Основной продукцией предприятия сегодня являются магистральные и маневровые тепловозы. Доля БМЗ на рынке маневровых тепловозов стран СНГ и Балтии составляет около 90%, предприятие обеспечивает также 80% потребности отечественного рынка магистральных грузовых локомотивов. За 2017 год БМЗ реализовано продукции более чем на 23 миллиарда рублей. Отправлены в адрес РЖД и зарубежных заказчиков 89 магистральных грузовых локомотивов 2ТЭ25 КМ. Тепловозы БМЗ пополнили локомотивный парк Приволжской, Московской и Северо-Кавказской железных дорог. Всего с начала производства в 2015 году Брянским машиностроительным заводом реализовано 258 тепловозов 2ТЭ25 КМ.
Магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ25 КМ — самый современный отечественный тепловоз, в конструкции которого применены лучшие технические решения. В числе его достоинств микропроцессорная система управления, которая позволяет реализовать максимально возможную силу тяги для данного типа машин. Обеспечены удобство в управлении и обслуживании, комфортные условия работы локомотивной бригады.
Парк маневровых локомотивов ОАО «РЖД» пополнил 101 тепловоз ТЭМ18 ДМ, 29 тепловозов этой серии отправлены другим заказчикам, в том числе 12 — на экспорт. На сегодняшний день это один из наиболее востребованных локомотивов, успешно выполняющих вывозную, маневровую и легкую магистральную работу.
В настоящее время проходит испытания на Байкало-Амурской магистрали новый магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2 М. Тепловоз предназначен для эксплуатации на участках с повышенным объемом грузоперевозок и сложным профилем пути. Он мощнее в полтора раза по сравнению с имеющимся в настоящее время на БАМе локомотивным парком. С начала февраля локомотив работает с составами повышенной массы (с общим весом более 7100 тонн) на отрезке дороги, отличающемся сложным рельефом, наличием горных хребтов и перевалов. Создание тепловоза, способного вести составы повышенного веса, необходимо для обеспечения дальнейшего развития Дальневосточного региона. Использование локомотивов с данными характеристиками позволит увеличить суммарные годовые грузоперевозки по Байкало-Амурской магистрали без прокладки дополнительных железнодорожных путей.
В планах на 2018 год — поставка в адрес ОАО «РЖД» 100 магистральных двухсекционных грузовых тепловозов 2ТЭ25 Км, 142 маневровых тепловозов ТЭМ18 ДМ -для ОАО «РЖД» и других заказчиков. Брянский машиностроительный завод в 2018 году продолжит работу над совершенствованием выпускаемой техники и расширением линейки магистральных и маневровых тепловозов. Средняя заработная плата на БМЗ в 2017 году составила 43283 рубля. ЗАО «Трансмашхолдинг» последовательно и успешно реализует инвестиционные проекты, направленные на создание высокотехнологичного производства на предприятиях, входящих в его состав. На Брянском машиностроительном заводе в 2017-м году объем финансирования на приобретение нового оборудования составил более 790 миллионов рублей. В 2018 году на эти цели предусмотрено свыше миллиарда рублей. Модернизация производства, проводимая на Брянском машиностроительном заводе, способствует повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе основной — маневровых и магистральных тепловозов. Так, в конце прошлого года был введен в эксплуатацию, а с января 2018-го приступил к работе в тележечном цехе портальный вертикальный обрабатывающий центр PAMA с неподвижной траверсой для обработки рам тележек всех моделей выпускаемых на предприятии локомотивов.
В 2018 году в тележечном цехе будут установлены четыре новых роботизированных комплекса. Они практически полностью автоматизируют процессы сборки и сварки рам тележек, что обеспечит более рациональную организацию труда, стабильность и качество работы. Планируется приобретение двух окрасочно-сушильных камер для тепловозов. Ввод в эксплуатацию этого оборудования позволит значительно повысить качество окраски, в несколько раз сократить время сушки, уменьшить воздействие на окружающую среду, сэкономить энергоресурсы и в целом поднять технологический процесс окраски локомотивов на новый уровень. Инвестиционной программой предусмотрено приобретение оборудования для проведения контроля за стабильностью и качеством выпускаемой продукции, в том числе контрольно-измерительной машины для корпусов подшипника, зубчатых колес и шестерен, лазерной установки для измерения рам тележек, а также стенда для обкатки колесно-моторных блоков с вибродиагностикой, имитирующего работу колесно-моторного блока под локомотивом.
В 2017 году для нужд производственного комплекса БМЗ приобретены и введены в строй три установки лазерной резки листового металла, установка лазерной резки для раскроя трубы и профиля диаметром до 220 мм, две окрасочно-сушильные камеры для окраски деталей и сборочных единиц магистрального тепловоза. В целях сокращения издержек по транспортировке тепловозов в малярном участке цеха магистральных тепловозов был установлен новый трансбордер. Внедрение современного высокопроизводительного оборудования нацелено на дальнейшее развитие и совершенствование производства, обеспечение качества продукции, соответствующего самым строгим мировым стандартам. Предприятие активно наращивает долю инновационной составляющей при производстве тепловозов. Брянским машиностроительным заводом в 2017 году получены патенты на три изобретения: «Секция тепловоза», «Тепловоз маневровый», «Воздухоочиститель». Кроме того, получены патенты на полезные модели: патент Российской Федерации «Способ развески локомотива» и патент Республики Казахстан «Шиберный механизм разгрузки вагона-хоппера», а также свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Блок центрального управления. Тестовая программа». Инновационные технические решения применены в конструкции новых моделей выпускаемой техники: магистрального грузового тепловоза 3ТЭ25К2 М, маневрового тепловоза ТЭМ28. На сегодняшний день Брянский машиностроительный завод является патентообладателем 36 инновационных технических решений, более половины из которых применяются при производстве продукции предприятия. Более 10 патентоспособных технических решений находятся в стадии разработки.
Александр Богомаз подчеркнул, что БМЗ — это крупнейший производитель железнодорожного подвижного состава. В последние годы здесь развернуто единственное в России крупносерийное производство магистральных грузовых тепловозов. Именно благодаря грамотному руководству на предприятии обновлена производственная база, установлено и запущено в работу современное оборудование, внедрены передовые технологии, обеспечивающие высокое качество продукции.
В свою очередь Леонид Кайков отметил, что оптимизация в этом году на предприятии будет закончена, заработная плата на уровне:
— Наши работники могут быть спокойными, как и их семьи! Сегодня коллектив БМЗ полностью загружен работой! Завод почти полностью модернизировал своё производство. Оборудование на заводе установлено самое современное, над процессом производства работают инженеры и рабочие высокого уровня квалификации. Именно это позволило нам в своё время не сокращать людей, а провести оптимизацию. Что это значит? Приведу пример: одну деталь «зубчатое колесо» для колесных пар раньше обрабатывали в течение 20 часов. Сейчас современный станок выполняет эту операцию за 1 час 20 минут без брака. При этом этот станок выполняет ещё ряд операций. Это позволило перераспределить рабочие кадры. Помимо этого, мы провели оптимизацию цехов. Там, где раньше стояли три огромных станка, которые обслуживали десятки рабочих в несколько смен, теперь стоит современный процессор, обслуживает который специалист высокого класса. Плюс мы получили экономию расходуемых энергоресурсов. Таким образом, мы выстроили эталонную систему работы с кадрами. И теперь у нас на каждом направлении работают высококвалифицированные специалисты.
Также Леонид Кайков отметил, что система подготовки будущих кадров на предприятии тоже налажена.
— Мы сотрудничаем с БГТУ, там создана кафедра подготовки специалистов для нашей отрасли. Мы ежегодно обучаем необходимое количество студентов для своего завода, мы думаем о будущем.
В настоящее время завод укомплектован кадрами, а уходят наши работники лишь по случаю наступления пенсионного возраста.
Развитие промышленных предприятий в Брянской области в последние годы -процесс закономерный. Брянская область по праву считается регионом с высокими показателями промышленного производства. Регион четко следует курсу, намеченному Президентом России Владимиром Путиным, нацеленному на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечение экономического роста. Во исполнение Указа Президента от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» растет экономический потенциал региона. Продолжается реализация регионального плана по импортозамещению, в который вошли 28 инвестиционных проектов, 23 из них реализуются предприятиями промышленности. Продукция семи брянских предприятий включена в ведущие отраслевые планы. Предприятия уже начали получать федеральную поддержку. Фонд развития промышленности уже предоставил займы на общую сумму 942 млн рублей.
Губернатор Александр Богомаз неоднократно подчеркивал, что устойчивое развитие экономики и социальной стабильности в области обеспечивается при условии эффективной работы крупных предприятий промышленности. Именно поэтому в регионе создаются условия для развития промышленных предприятий. Для этого многие предприятия проводят активную модернизацию производства, приобретают и устанавливают современное высокопроизводительное оборудование, создают новые рабочие места.