22 марта Губернатор Брянской области Александр Богомаз провел совещание со своими заместителями. Обсуждался вопрос организации пассажирских перевозок на территории региона в 2021 году.
В совещании приняли участие председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот, глава Брянской городской администрации Александр Макаров, глава города Брянска Марина Дбар.
— Во время каждой из трех встреч со студентами мне задавали вопросы, касающиеся работы транспорта. Люди жалуются, что после семи-восьми вечера добраться уехать просто невозможно. Как будет решена проблема с графиком работы муниципального транспорта? — спросил глава региона.
Главная задача муниципального транспорта — организация безопасных пассажирских перевозок и обеспечение прав перевозки льготных категорий граждан, с чем коммерческий транспорт, работающий по нерегулируемым тарифам, не справляется. Тем не менее в Брянской области 490 тысяч жителей, имеющих право на льготных проезд: это учащиеся муниципальных общеобразовательных учреждений, студенты и учащиеся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, пенсионеры, члены многодетных семей, федеральные и региональные льготники.
Как сообщил заместитель главы Брянской городской администрации Николай Голубокий, на сегодняшний день реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске насчитывает 102 муниципальных маршрута. 43 маршрута по регулируемым тарифам обслуживают 265 автобусов среднего и большого классов муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия (МУ БГПАТП) и 96 троллейбусов Брянского троллейбусного управления (МУП «БТУ» г. Брянска). 59 маршрутов работают по нерегулируемым тарифам, по ним курсируют маршрутные такси — 881 машина, их обслуживают три юридических лица и 28 индивидуальных предпринимателей.
Средний возраст парка подвижного состава БГПАТП в 5,5 раза меньше среднероссийского показателя — три года против 16,5 лет. По решению, принятому Губернатором Брянской области о необходимости приобретения новых автобусов большой вместимости, за 2017–2019 годы за счет средств областного бюджета приобретено 226 автобусов на сумму 1 млрд 416 млн рублей.
Поступление нового подвижного состава позволило расширить маршрутную сеть города Брянска, сократить более чем в два раза интервалы движения по муниципальным маршрутам путем увеличения максимального количества работающих на маршрутах автобусов, а также средней скорости их движения. Ряд автобусных муниципальных маршрутов стал работать и по выходным дням.
Количество подвижного состава, находящегося в распоряжении МУ БГПАТП, в сравнении с 2017 годом, увеличилось в 2,5 раза. Ежедневный выпуск на линию увеличился с 80 до 204 в будни, и с 40 до 142 — в выходные дни, количество перевезенных пассажиров — с 14,6 млн человек в 2017 году до 21,8 млн человек в 2020, в этом году планируется выйти на показатель около 30 млн человек.
Закупка нового подвижного состава способствовала значительному увеличению доступности муниципального общественного транспорта города Брянска, работающего на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам, для инвалидов и других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, пассажиров с детскими колясками и др.)
Количество новых рабочих мест на предприятии для водителей, кондукторов, другого обслуживающего персонала в сравнении с 2017 годом увеличилось на 353 человека. С поступлением в МУ БГПАТП в конце 2019 года еще 102 новых автобусов, несмотря на действие режима повышенной готовности на территории Брянской области, в 2020 году было принято на предприятие дополнительно 129 человек. В настоящее время на предприятии трудится 951 человек, что на 73,2% больше, чем в 2017 году.
В целях привлечения квалифицированных кадров МУ БГПАТП увеличена заработная плата к уровню 2017 года водительскому составу на 70%, кондукторскому — на 86%. Средняя заработная плата водителя — 43 тыс. рублей, кондуктора — 27,4 тыс. рублей.
В настоящее время МУ БГПАТП и МУП «БТУ» г. Брянска являются единственными в городе Брянске перевозчиками, которые обслуживают пассажиров на муниципальных маршрутах в городе Брянске по регулируемым тарифам и, соответственно, с предоставлением льгот на проезд.
1 февраля 2019 года была внедрена электронная система оплаты проезда на всех муниципальных маршрутах с регулируемым тарифом, а с 1 марта 2020 года — технология Social-ID, при которой льготной категории населения не требуются дополнительные транспортные карты и удостоверения льготника, проездной билет напрямую записывается на банковскую карту платежной системы «МИР». При использовании карты «МИР» каждая поездка в общественном муниципальном транспорте Брянска обходится еще и на 4 рубля дешевле.
Как пояснил Николай Голубокий, предусмотрены мероприятия по оптимизации общественного транспорта на территории города Брянска, в том числе и мероприятия по отмене большей части муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам. Ряд маршруток дублируют уже существующие автобусные маршруты, некоторые перевозчики получают лицензии на маршрут, но не имеют ни одной единицы автотранспорта. Есть и такой пример: по маршруту № 36 работают три перевозчика — при этом у 36–1 в наличии 32 машины, а у 36–2 и 36–3 — всего по две. В результате преимущественное право работать на маршруте будет у того перевозчика, который действительно работает, а не выпускает на линию машину раз в день.
С 16 июля 2021 года будут отменены 30 муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу: № № 10, 28, 38, 47, 88. Все они имеют альтернативу в виде автобусов и троллейбусов. По остальным маршрутам, в отношении которых запланирована отмена, изменится только количество работающих перевозчиков и транспортных средств, при этом люди смогут получать льготы на проезд, а перевозчики будут обязаны строго следовать расписанию, работать с 6.00 до 00.00 с минимальными интервалами в часы пик. Специалисты городской администрации комиссионно обследовали разворотные площадки на конечных остановочных пунктах, к лету они будут оборудованы всем необходимым для соблюдения санитарно-гигиенических норм, режима отдыха и приема пищи.
В Брянске наряду с приложением «Умный транспорт» функционирует также федеральная сеть «Яндекс Транспорт» в мобильном приложении «Яндекс Карты», где отображаются регулярные маршруты города Брянска и пригорода. Необходимо лишь установить на смартфон или планшет приложение «Яндекс Карты», и с помощью навигации приложение самостоятельно определит геолокацию пассажира.
Все перевозчики будут обязаны подключиться к системе ГЛОНАСС, чтобы пассажиры могли отслеживать местонахождение нужного транспорта с помощью мобильного приложения. В противном случае Брянская городская администрация будет обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
По поручению Губернатора Александра Богомаза Брянской городской администрацией должна быть организована информационно-разъяснительная работа, чтобы граждане понимали, что никто не собирается просто отменять маршруты и маршрутки, что ведется работа по оптимизации транспортной сети во благо жителей, чтобы они могли пользоваться льготами и перемещаться на комфортном и безопасном транспорте, курсирующем строго по расписанию.