Брянская область готовится отметить 80 лет со дня освобождения региона от немецко-фашистских захватчиков. Накануне этого знаменательного события мы публикуем материалы Государственного архива Брянской области, в которых рассказывается о страшных издевательствах фашистских захватчиков над мирными жителями нашего региона.
Сегодня фашизм вновь поднял голову. В борьбе с этим страшным злом в специальной военной операции принимают участие жители всей страны. Жители нашего героического партизанского края также сражаются за Россию, за мир без нацизма в это непростое время. Как когда-то, в годы Великой Отечественной войны, наши предки стали на защиту Родины, так и сегодня наши доблестные защитники, герои дают отпор фашистской чуме, храбро отстаивают суверенитет России, героически сражаются за Родину, за родную землю. Чтобы таких трагедий больше не повторялось.
Территория Брянщины была полностью оккупирована с октября 1941 г. по конец сентября 1943 г. В период оккупации представляла собой военно-административную зону, делившуюся на округа, уезды, районы и волости. Управленческие аппараты содержались за счет обложения населения.
Для облегчения учёта и контроля над населением оккупированной территории проводилась повальная регистрация жителей под угрозой заключения в концлагеря.
Немецкая администрация насаждала новый порядок землепользования и налогообложения крестьян. Многие налоги взимали зерном, мясом, яйцами, картофелем, сеном, шерстью, капустой, молоком, маслом, льном. Были введены военный налог и денежный налог с едока, со двора, с трубы, с трудоспособного. Собаки и те облагались налогом. Налог, причитающийся с полицейских и старост, раскладывался на жителей населенного пункта. Взимались налоги под страхом виселицы и расстрела.
Для горожан немецкие власти ввели обязательную трудовую повинность. Работать обязаны были все трудоспособные от 16 до 60 лет. Назначение на работу, переход на другую и увольнение вершила биржа труда. За невыход на работу людей лишали продуктового пайка, подвергали денежным штрафам, принудительным работам. Если невыход на работу рассматривался как саботаж, то виновному грозили расстрел, повешение или заключение в концлагерь.
Немецкие солдаты систематически устраивали грабежи, забирая при этом все, что люди не успели спрятать.
Медицинская помощь населению оказывалась за плату и то только в исключительных случаях. Во многих селах медпунктов не было совсем.
Голод, ослабление организма, плохие жилищные условия, антисанитария, недостаток медикаментов привели к развитию на Брянщине эпидемии тифа.
Разорение, голод, тысячи загубленных и покалеченных человеческих жизней — вот итог злодеяний оккупантов на Брянской земле.
Немецко-фашистские захватчики убили 74774 мирных жителей Брянщины, 48715 советских военнопленных, угнали в рабство — 153773.
За два года оккупации Брянщины враг разрушил все промышленные предприятия, более 70% жилого фонда в городах и 85 тысяч домов колхозников. Уничтожил 930 населенных пунктов, 2930 колхозов и 23 совхоза и 47 МТС. Ущерб, причиненный гитлеровцами народному хозяйству Брянщины, составил 23,5 млрд. рублей.
На территории Брянской области немецко-фашистские захватчики разграбили, разрушили и сожгли заводы, фабрики, санатории, больницы, учебные заведения, музеи, театры, культурные учреждения, жилые дома, здания промышленных и коммунальных предприятий. Всё ценное оборудование, которое смогли демонтировать, увезли в Германию.
К примеру, из имевшихся в Брянске 475 государственных и коммунальных домов было разрушено и сожжено 320, а домов частного сектора по городу и прилегающим посёлкам из имевшихся 6087 полностью уничтожено и сожжено 4596.
Общие потери одного только жилого фонда по области составили 70% от довоенного количества.
Наибольшее число разрушений пришлось на 1943 год, когда отступающие немецкие части прибегли к тактике «выжженной земли», стремясь воспрепятствовать продвижению Красной армии.