25 июня под председательством полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Игоря Щёголева состоялось заседание Совета ЦФО. Участники обсудили роли и функции центров управления регионов в контексте повышения качества диалога государства и граждан. Заседание прошло в формате видеоконференцсвязи.
От Брянской области в совещании приняли участие Губернатор Александр Богомаз, председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот, главный федеральный инспектор по Брянской области Андрей Дьячук, заместитель Губернатора Юрий Филипенко, врио заместителя Губернатора Татьяна Кулешова.
С конца 2020 года во всех субъектах Российской Федерации работают центры управления регионами. Поручение об их создании в прошлом году после посещения ЦУРа Московской области дал Президент России Владимир Путин. Тогда глава государства указал на критически важное значение действенных контактов между властью на местах и гражданским обществом.
«Нужно быть с людьми, обсуждать с ними самые насущные вопросы. Это определяет качество жизни наших граждан, влияет на будущее наших детей», — сказал Владимир Путин.
Открывая заседание Совета, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев предложил участникам оценить работу ЦУРов в Центральном округе.
По словам полномочного представителя Президента, за прошедшие в среднем полгода со времени их формирования центры успели показать серьезные результаты в решении реальных проблем граждан, в частности, стали полезным инструментом в условиях пандемии коронавируса. ЦУРы способствовали оперативному решению и многих других проблем — как текущих и системных. Усилия ЦУРов не дали бы нужного эффекта без результативного взаимодействия центров с региональной и муниципальной властью в реальном времени и на единых цифровых платформах, отметил полпред.
Генеральный директор АНО «Диалог Регионы» Алексей Гореславский считает знаковым результатом работы ЦУРов то, что все больше сообщений о проблемах граждане направляют на площадки органов власти в социальных сетях.
— Это означает рост доверия и осведомленности людей. Для граждан не остается незамеченным, что мы видим их проблемы и решаем их. Они готовы обсуждать их напрямую с органами власти, — сказал Алексей Гореславский.
Вместе с тем тот факт, что граждане через социальные медиа все больше обращаются напрямую к государству, накладывает новую ответственность и на институты власти.
— Следует обращать самое пристальное внимание на то, как именно чиновники переписываются с людьми. Буквально — какими словами и выражениями, какими формулами. Не все и не везде понимают, насколько это важно. Люди ожидают реального решения проблем, а не отписок, — заметил Игорь Щёголев.
Эту же тенденцию отметил выступивший на заседании Губернатор Калужской области Владислав Шапша:
— Совместно с АНО «Диалог Регионы» мы выстроили эффективную систему коммуникации, которая позволяет существенно ускорить решение многих проблемных вопросов, — констатировал Владислав Шапша, говоря о практических вопросах взаимодействия ЦУРов и региональных органов исполнительной власти. — Отлаженная система такого взаимодействия — залог нашей общей эффективности.
Помимо ЦУРов с 2013 года в субъектах федерации формируются распределенные ситуационные центры. А на федеральном уровне с февраля 2021 года работает Координационный центр Правительства России, функциональная структура которого включает ситуационную, стратегическую и проектную группы.
Губернатор Тульской области Алексей Дюмин поделился опытом работы ситуационного центра губернатора в сочетании с другими институтами оперативного реагирования и информирования. Указом Президента России от 25 июля 2013 года № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» определено, что ситуационные центры обеспечивают информационно-аналитическую поддержку государственного управления и мониторинг реализации стратегического планирования. Это означает, что значительный потенциал этих структур еще предстоит реализовать в полной мере.
— Наша задача — развивать все имеющиеся инструменты управления одновременно, обеспечить сбор и обработку данных для их многократного использования. Исключить подмену понятий, — подчеркнул глава Тульской области, где реализуется полноценная модель ситуационного центра губернатора как структуры управления, а не только как пункта коммуникации.
О внедрении в практику госуправления передовых цифровых решений рассказал Дмитрий Годунов из Координационного центра Правительства России. В основе работы созданного несколько месяцев назад Координационного центра — несколько базовых ценностей Правительства: выстраивание всех сервисов государства вокруг потребностей людей, открытость, работа без управленческих «колодцев», нацеленность на результат.
— Мы выработали наши внутренние установки: устранение межведомственных барьеров, отсутствие формализма и «погон», оперативность, использование только первичных и проверенных данных, обратная связь от граждан нашей страны, — отметил Дмитрий Годунов.
В настоящее время Координационный центр Кабинета министров в формате бизнес-процесса ведет мониторинг хода вакцинации от COVID-19 по всей стране. С использованием математических моделей, в реальном времени отслеживается вся цепочка от производства и распределения вакцины до конкретного потребителя.
Таким образом, за несколько лет в стране появилось несколько видов институтов оперативного реагирования как на федеральном, так и на региональном уровнях, констатировал полномочный представитель Президента РФ в ЦФО и призвал посмотреть на них как на единую систему, комплексно.
— Кого-то может сбивать с толку такое изобилие центров в сочетании с традиционными институтами управления. Именно поэтому призываю вас смотреть на них не как на многочисленные конкурирующие сущности, а как на единую систему, — сказал Игорь Щёголев, подчеркнув, что эта система призвана ускорить и упростить процессы принятия решений, а значит — качественно улучшить жизнь людей.
В Брянской области, во исполнение поручения Президента, ЦУР был открыт в ноябре 2020 года. Данная площадка успешно функционирует с момента открытия. Сотрудники центра координируют работу по сбору, мониторингу и отработке сообщений, жалоб и предложений, поступающих от жителей региона из различных источников, включая официальные государственные порталы, так и социальные сети по основным социально-значимым направлениям.