5 октября Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко провела парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
В мероприятии приняли участие врио заместителя Губернатора Брянской области Галина Петушкова и член Совета Федерации ФС РФ Галина Солодун.
Проведение слушаний перед принятием главного финансового документа при участии представителей властей разных уровней и экспертного сообщества позволяет рассмотреть его не только с точки зрения развития конкретных отраслей и секторов экономики, но и с позиции формирования финансовой политики в регионах.
Председатель Совета Федерации отметила, что многие предложения верхней палаты были учтены при подготовке проекта главного финансового документа. Она напомнила, что глава государства поручил Совету Федерации взять на контроль ряд чувствительных социальных вопросов и проследить, чтобы на них были предусмотрены необходимые бюджетные ресурсы.
— Акцент должен быть сделан на мерах по поддержке детей. Это наш бесспорный приоритет, который не подвергается сомнению и на который точно нельзя жалеть денег, — подчеркнула Валентина Матвиенко.
Также она отметила, что в нынешних условиях необходимо смягчить ответственность регионов за неисполнение условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, потребуется и расширить направление использования средств, высвобождаемых в результате отмены погашения бюджетных кредитов.
Основные параметры, которые уже заложены в проект главного финансового документа, озвучил министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что в 2020 году изменились условия реализации экономической политики: пандемия новой коронавирусной инфекции повлияла не только на экономику России, но и всего мира.
— В связи с этим бюджетная политика на 2020–2021 год ориентирована в первую очередь на борьбу с распространением инфекции, преодоление последствий, а также создание условий для стимулирования и восстановления экономики, — сказал министр. — В этих целях принят и реализуется пакет антикризисных мер, который в стоимостном выражении составляет около 4,5% ВВП, а с учетом региональных и так называемых «забалансовых» мер поддержки общий размер фискального импульса составит в текущем и следующем году порядка 9% ВВП.
Антон Силуанов добавил, что в 2021 году продолжится финансирование отдельных антикризисных программ по поддержке граждан, экономики, малых и средних предприятий. При этом проект бюджета направлен на реализацию национальных целей и задач, поставленных Президентом страны. Для этого вводится ряд новаций, направленных на снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, IT-отрасль и увеличение налогов на сырьевой сектор. К примеру, принято решение вдвое снизить страховые взносы для субъектов МСП, заложены средства на увеличение пенсий и МРОТ. Кроме того, на выплаты для малоимущих граждан с детьми в возрасте до 7 лет на 2021–2023 годы предусмотрено около 400 миллиардов рублей ежегодно.
Участники слушаний отметили, что проект бюджета сформирован грамотно, учитывает все нюансы сложившейся социально-экономической обстановки. От Брянской области также был направлен ряд предложений для рассмотрения их при принятии главного финансового документа страны.
Так, 25 сентября 2020 года Правительство Брянской области подписало дополнительное соглашение с Минфином о продлении реструктуризации бюджетных кредитов до 2030 года, которое предусматривает направление высвобождаемых средств на развитие инфраструктуры в рамках новых инвестиционных проектов. В связи с планируемыми изменениями в Бюджетный кодекс по расширению перечня возможных направлений (на региональные проекты, предотвращение распространения коронавирусной инфекции, компенсацию снижения по итогам 2021 года налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2019 годом) наш регион выступил с предложением рассмотреть возможность внесения изменений в подписанное дополнительное соглашение.
Кроме того, в связи с ухудшением экономической ситуации, связанной с пандемией, и выпадающими доходами региональных бюджетов в 2020 году (более 10% налоговых и неналоговых доходов) Правительство Брянской области внесло предложение о возможности внесения изменений в действующее соглашение по дотации на выравнивание в части корректировки показателей темпов роста налоговых и неналоговых доходов.
Еще одним предложением от нашего региона, при обсуждении аспектов формирования региональных бюджетов, стало обсуждение возможности внесения следующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации:
— установить ограничение на нераспределенный между субъектами Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере не более 10 процентов на плановый период в связи с проблемами формирования расходной части бюджета на этот период;
— приостановить действие условно утвержденных расходов планового периода.
Валентина Матвиенко в ходе парламентских слушаний напомнила, что Президент России Владимир Путин определил национальные цели развития на ближайшие десять лет. К 2023 году расходы на них вырастут почти на 40 процентов по отношению к текущему году.
— Ресурсы, выделяемые из федерального бюджета в рамках всех нацпроектов, должны поступать в регионы равномерно, а не в конце года. Иначе это создает проблемы с реализацией на местах и снижает эффективность использования средств, — подчеркнула она.
Как отметила Валентина Матвиенко, Правительству необходимо соблюсти баланс между оптимизацией бюджетных расходов и сохранением условий для роста российской экономики. Безусловно, значимую роль здесь должен сыграть недавно утвержденный Общенациональный план восстановления экономики России.
Подводя итоги слушаний, спикер верхней палаты парламента рекомендовала Правительству доработать проект бюджета с учетом предложений, высказанных губернаторами субъектов Российской Федерации, отметив их конструктивность и обоснованность. Публичное обсуждение проекта федерального бюджета продолжится после его принятия Госдумой в первом чтении.