2 декабря в Брянской областной Думе состоялись публичные слушания «О прогнозе социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и по проекту закона Брянской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
В мероприятии приняли участие Губернатор Брянской области Александр Богомаз, председатель Брянской областной Думы Владимир Попков, член Совета Федерации ФС РФ Екатерина Лахова, заместители председателя Брянской областной Думы Анатолий Бугаев и Юрий Гапеенко, главный федеральный инспектор по Брянской области Леонид Соломатин, начальник УМВД России по Брянской области Валентин Кузьмин, начальник управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Брянской области Константин Обушев, руководитель УФНС России по Брянской области Андрей Маркелов, военный комиссар Брянской области Андрей Соломенцев, председатель Контрольно-счетной палаты Брянской области Варвара Сафронова, первый заместитель председателя правления региональной общественной организации «Брянское землячество» Николай Кондратов, глава города Брянска Александр Хлиманков, глава Брянской городской администрации Александр Макаров, заместители Губернатора, руководители исполнительных органов власти, региональных отделений политических партий, общественных организаций, представители средств массовой информации.
О прогнозе социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов рассказал директор департамента экономического развития Брянской области Сергей Лысенко. Он отметил, что вопреки негативным тенденциям в экономике России, Брянская область в текущем году показывает умеренные темпы экономического роста. За 9 месяцев 2016 года индекс промышленного производства составил 110,5 процента к аналогичному периоду 2015 года, индекс физического объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» — 101,4%, индекс производства продукции сельского хозяйства — 108,4%. Стабильной остается ситуация на рынке труда. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 октября 2016 года составил 1,2 процента к численности экономически активного населения.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются повышение инвестиционной привлекательности, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды, развитие конкуренции с целью повышения конкурентоспособности и самодостаточности региона. Основными факторами роста в прогнозируемом периоде станут восстановление потребительского спроса и повышение инвестиционной активности предприятий, в том числе по реализации проектов импортозамещения.
В своем докладе Сергей Лысенко подробно остановился на различных отраслях экономики, начав с промышленности как базовой отрасли и основного источника пополнения бюджета, ведь именно в промышленном производстве сосредоточен основной налоговый потенциал региона. Росту промышленного производства будут способствовать меры государственной поддержки предприятий, реализующих проекты по модернизации производства, в том числе: импортозамещению и технологическому развитию. В федеральные отраслевые планы включена продукция 7 предприятий Брянской области («Новозыбковский машиностроительный завод», «Брянский машиностроительный завод», «МЕТАКЛЭЙ», «Пролетарий», «Дятьково-ДОЗ», «Силуэт», «Карачевский завод «Электродеталь»). Постановлением Правительства Брянской области утвержден региональный план по импортозамещению. В него вошли 28 инвестиционных проектов, из них 23 — реализуемых предприятиями промышленности, 5 — сельского хозяйства.
На реализацию эффективной промышленной политики направлены и принятые в 2015 году законы «О промышленной политике в Брянской области» и «Об инвестиционной деятельности в Брянской области». В 2016 году разработана подпрограмма развития промышленности Брянской области в рамках государственной программы «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области». В 2016 году индекс промышленного производства оценивается в 112%. Согласно прогнозу в 2017 году индекс промышленного производства прогнозируется в размере 105,3%, в 2018–2019 годах — 105,5% и 107%.
Агропромышленный комплекс региона в последние годы показывает высокие темпы роста. Обусловлен такой рост не только реализацией крупных инвестиционных проектов в отрасли мясного скотоводства, птицеводства и свиноводства, но и повышением эффективности производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В региональный план по импортозамещению включены 5 инвестиционных проектов.
В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» до 2020 года предусмотрены меры поддержки молочного скотоводства, овощеводства, производства зерновых и зернобобовых культур, картофеля и льноволокна, племенного дела и других направлений, что обеспечит дальнейшую положительную динамику сельскохозяйственного производства. Общая сумма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2016 году составит 9 900 млн рублей, в 2017 году — 7 916 млн рублей, в 2018–2019 годах — 10 258 млн рублей.
В области активно развивается комплексная застройка территорий, включая обеспечение их инженерной инфраструктурой, строительство объектов социального, культурно-бытового назначения. В текущем году предполагается ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 650 тыс. кв. метров жилой площади (100,9% к уровню 2015 года).
— В прогнозируемый период рост объема инвестиций в основной капитал будет обеспечен за счет действующих и новых инвестиционных проектов. Правительство области будет проводить последовательную политику по привлечению в экономику частных инвестиций, повышению их роли в обеспечении экономического роста, — подчеркнул Сергей Лысенко.
Рост инвестиций будет обеспечиваться за счет мер, реализуемых в рамках инвестиционного законодательства. С 1 января 2016 года вступил в действие в новой редакции Закон «Об инвестиционной деятельности в Брянской области». Предприниматели, вкладывающие в развитие бизнеса от 50 миллионов до 2 миллиардов рублей, освобождаются от налогов на прибыль, на имущество и налог на землю на 7 лет, свыше 2 миллиардов — на 9 лет.
С 1 января 2016 года установлены «налоговые каникулы» в течение двух лет для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг. В текущем году на поддержку малого и среднего предпринимательства выделено 148 млн рублей федеральных и региональных средств.
С учетом динамики развития базовых отраслей экономики, основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие области, валовой региональный продукт в 2016 году составит 293 млрд рублей (101% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах). Темп роста валового регионального продукта обусловлен положительным влиянием развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Объем ВРП в 2017 году прогнозируется в объеме 319,6 млрд рублей, в 2018 году — 349,6 млрд рублей, в 2019 году — 383,5 млрд рублей.
Проект областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов представила заместитель Губернатора Брянской области Галина Петушкова:
— Оценка ожидаемого исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета в текущем году составляет 22,3 млрд. рублей. Положительная динамика по сравнению с прошлым годом наблюдается по всем основным доходным источникам, что связано со стабилизацией экономики в регионе. Это позволяет нам в текущем году своевременно и в полном объеме исполнять принятые бюджетные обязательства.
Процесс формирования бюджета на 2017–2019 годы проходил в непростых условиях, связанных с необходимостью соблюдения обязательств региона по сокращению государственного долга в рамках заключенных соглашений с Минфином России, а также отсутствием на момент внесения законопроекта в Брянскую областную Думу распределения на федеральном уровне объемов дотаций субъектам Российской Федерации. 28 ноября текущего года состоялось заседание трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям при Правительстве РФ, на котором распределены объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на сбалансированность, а также бюджетные кредиты на погашение долговых обязательств субъектов. Общий объем дотаций для области на 2017 год увеличен на 1,9 млрд рублей по сравнению с внесенным в Думу.
Параметры бюджета выглядят следующим образом: доходы на 2017 год составят 40,8 млрд рублей, на 2018 год — 38,4 млрд рублей, на 2019 год — 39 млрд рублей; расходы на 2017 год запланированы в объеме 39,9 млрд рублей, на 2018 год — 38,4 млрд рублей, на 2019 год — 39 млрд рублей. С целью снижения объема государственного долга на 2017 год запланирован профицит бюджета (875 млн рублей), на 2018 и 2019 годы запланирован сбалансированный по доходам и расходам бюджет.
Приоритетами бюджетной политики в 2017–2019 годах будут являться:
— обеспечение сбалансированности бюджетной системы региона в рамках принятых Брянской областью обязательств в соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями;
— финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных расходов;
— безусловное исполнение «майских» указов Президента России в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников;
— повышение прозрачности и открытости бюджетной системы;
— развитие системы межбюджетных отношений, расширение финансовой самостоятельности и ответственности муниципалитетов.
При формировании расходов приоритеты расставлены таким образом, чтобы с одной стороны решить социально-экономические задачи, с другой стороны — сократить объемы государственного внутреннего долга.
Бюджет является социальным. Расходы на социальный сектор в 2017 году составят 26,7 млрд. рублей, или 66,7% общего объема расходов. Наибольший объем расходов бюджета приходится на отрасли социальной защиты населения (10,7 млрд рублей), образование (9,2 млрд), здравоохранение (6,0 млрд рублей), включая расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Расходы сохранены на уровне 2016 года, а по отдельным наиболее значимым направлениям расходные обязательства увеличены. В целом расходы на социальные выплаты увеличены почти на 400 млн рублей.
С целью снижения рисков неисполнения обязательств по оплате труда работникам бюджетной сферы, социальных гарантий, в бюджете зарезервированы средства на реализацию «майских» указов Президента России, на увеличение минимального размера оплаты труда до 7,8 тыс. рублей с 1 июля 2017 года и обеспечения участия области в федеральных программах.
Кроме того, в 2017 году увеличены расходы на приобретение жилья детям-сиротам (на 40 млн рублей), на лекарственное обеспечение граждан (на 40 млн. рублей). Запланированы средства на приобретение машин скорой медицинской помощи (50 млн рублей), оказание высокотехнологичной медицинской помощи (20 млн. рублей), приобретение учебников (64 млн рублей), обеспечение населения чистой питьевой водой (60 млн рублей).
В областном бюджете предусмотрены средства на строительство 4 новых школ, что позволит создать 2 385 мест в общеобразовательных учреждениях.
Объем дорожного фонда Брянской области на 2017 год составит 3,2 млрд рублей, что на 382 млн рублей больше первоначального плана текущего года.
Существенным остается объем финансовой поддержки муниципальным образованиям. Новое направление — это стимулирование муниципальных районов и городских округов.
Проектом бюджета предусмотрено 15,5 млн рублей стимулирующих межбюджетных трансфертов, из которых 5 млн рублей — новая дотация на стимулирование территорий по результатам социально-экономического развития и качества управления общественными финансами. Оценка будет проводиться по 25 показателям.
В соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями объем государственного внутреннего долга Брянской области в 2017 году планируется сократить на 948 млн рублей от уровня 2016 года, по состоянию на 1 января 2018 года он составит 12,6 млрд рублей, или 56% от объема налоговых и неналоговых доходов. На плановый период 2018 и 2019 годов также планируется снижение объема государственного долга до 52% налоговых и неналоговых доходов (до 12,5 млрд рублей).
— Нас ждет напряженная работа, которая должна быть направлена на конкретные результаты. Правительство области будет поддерживать тех, кто работает эффективно, — сказала в завершение своего выступления Галина Петушкова.
Заключения Контрольно-счетной палаты Брянской области по прогнозу социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и по проекту закона Брянской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» представила председатель региональной КСП Варвара Сафронова.
Все желающие могли задать вопросы докладчикам, затем со своими замечаниями и предложениями выступили председатели комитетов Брянской областной Думы. Сенатор от Брянской области Екатерина Лахова подчеркнула, что основная задача государства, поставленная Президентом РФ, — народосбережение, и бюджет должен быть социально ориентированным. Кроме того, она рекомендовала в наступающий Год экологии более активно вести работу в этом направлении.
Губернатор Александр Богомаз поблагодарил президиум, депутатов, приглашенных на публичные слушания за участие в обсуждении плана социально-экономического развития Брянской области и бюджета на 2017–2019 годы и сказал о том, что работа Правительства Брянской области нацелена на привлечение бюджетных средств:
— Когда мы привлекаем деньги из федерального бюджета, мы должны их тратить рационально. Проблем много: и по экологии, и по дорогам, и по строительству детских садов, медицинских учреждений. Но сразу мы не сможем их решить. Да, мы можем взять на себя повышенные обязательства, в один год взять кредит, расторгнуть соглашение с Минфином, но это бездна, это путь в никуда. Мы, если сравнить с близлежащими регионами, сегодня получаем больше. Ответственное отношение к бюджету, к своим полномочиям привело к тому, что нас заметил Минфин, оценил. Большого ума потратить деньги не надо. Я не жду от руководителей департаментов того, что они будут заявлять в бюджет огромные суммы, а потом неизвестно куда их тратить. Мы в этом году сдаем две школы, используя софинансирование. Благодаря вложению небольшой доли мы можем построить новые объекты, создать новые места для школьников. Это и есть работа Правительства для жителей Брянской области, а не когда директор департамента заявляет о расходах — для этого много ума не надо, — отметил глава региона.
В Брянской области в 2017 году будут построены новые школы в рамках государственной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы, направленной на создание новых мест в школах, организацию обучения в одну смену и перевод из ветхих зданий школ всех учащихся. Реализацию программы в регионе контролирует лично Губернатор Александр Богомаз. Это будет школа на 1225 мест в городе Брянске, в районе Старого аэропорта, школа в поселке Свень на 160 мест, на 500 мест — в Стародубе и пристройки на 500 мест к Снежской гимназии в поселке Путевка Брянского района.
Губернатор также коснулся злободневной темы контроля госзакупок, работы с поставщиками. В Брянской области одна из самых низких в ЦФО цена на лекарства, которая выставляется на торги. Стоимость среднего рецепта в Брянской области составляет 734 рубля, тогда как в соседней Орловской области — более 2 тысяч.
— Сегодня мы выставляем все на торги, заранее закладывая реальную стоимость препаратов, а не завышенную. Средства, которые сегодня есть на медицину, используются рационально. Мы и так расхлебываем то, что досталось от предыдущей власти. Прошлый год был тяжелейшим по исполнению бюджета, но мы выстояли. Тот задел, который мы заложили в прошлом году, он положительно сказался на финансовых итогах 2016 года. Рост промышленности, сельского хозяйства, экономики был в пределах 10%, а поступления в бюджет — 17%. Но сказать, что налоговики — молодцы, не могу. Да, есть налоговый эффект, но заложен еще большой резерв. Нужно сделать так, чтобы на территории Брянской области все были в одинаковых условиях, чтобы не было так, что один платит налоги, а второй нет. Это неправильно.
После выступления Губернатора и небольшого перерыва состоялось 32-е заседание Брянской областной Думы шестого созыва, на котором проект закона Брянской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был принят в первом чтении.