На оперативном совещании, состоявшемся в Правительстве Брянской области 28 марта, обсуждался вопрос о ходе реализации на территории Брянской области Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший новый порядок социального обслуживания граждан.
По информации директора департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Игоря Тимошина, данный порядок регулируется как федеральными нормативными правовыми актами, так и региональным законодательством — в Брянской области в течение 2014 года разработано 22 нормативных правовых акта.
С момента принятия Федерального закона и по настоящее время особое внимание уделено информационно-разъяснительной работе по реализации норм нового закона — проводятся профильные обучающие семинары, подготовлена брошюра и иные информационно-разъяснительные материалы, к освещению подключены средства массовой информации.
На официальном сайте департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области создан раздел «Закон 442-ФЗ», который представлен необходимыми нормативными правовыми документами, регулирующими социальное обслуживание, телефоном «горячей линии» по вопросам социального обслуживания, брошюрой для жителей области о нормах 442-ФЗ, комплектом документов, являющихся основанием для предоставления социальных услуг.
Игорь Тимошин сообщил, что одним из основных новшеств предоставления социального обслуживания является индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи в соответствии с индивидуальной программой, в которой отражаются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг.
Сегодня индивидуальные программы разработаны на всех получателей социальных услуг, находящихся на учете в учреждениях социального обслуживания населения.
На 1 января 2016 года количество получателей социальных услуг составляло около 10 тысяч человек.
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания получают несовершеннолетние, помещенные в специализированные и комплексные учреждения. Стационарное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов предоставляется для указанных лиц в стационарных социальных учреждениях.
Предоставлением социального обслуживания на дому занимаются комплексные центры соцобслуживания населения, которые наряду с этим предоставляют также социальные услуги в полустационарной форме. Эта работа включает в себя предоставление социальных услуг детям-инвалидам в отделениях реабилитации, организацию досуга граждан пожилого возраста, посещающих сектора дневного пребывания, путем предоставления им социально-педагогических услуг.
В структуре отдельных комплексных центров функционируют отделения помощи семье, женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Вступивший в силу закон внес существенные изменения в нормы, определяющие срочную помощь нуждающимся гражданам. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно и их предоставление осуществляется без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Для оказания срочных услуг достаточно заявления получателя социальных услуг.
Кроме того, теперь получатели соцуслуг имеют право выбора поставщика социальных услуг среди организаций различных форм собственности.
С 1 января 2015 года кроме государственного сектора в сферу соцобслуживания привлекаются некоммерческие организации, которые могут быть включенными на добровольной основе в реестр поставщиков социальных услуг.
На данный момент в региональном реестре поставщиков социальных услуг зарегистрировано 77 участников, из них 67 государственных учреждений и 10 представителей иных форм собственности.
Также особенности нового законодательства позволяют увеличить число бесплатно обслуживаемых на дому лиц преклонного возраста с низкими доходами, обеспечивая тем самым доступность социальных услуг для данной категории. Этот вид социального обслуживания является наиболее востребованной и экономичной формой работы с пожилыми гражданами в привычных для них условиях, а также минимизирует нагрузку на стационарные социальные учреждения области.
В завершение выступления Игорь Тимошин отметил, что за год действия данный федеральный закон показал целесообразность и актуальность принятия, так как направлен на развитие системы социального обслуживания граждан Брянщины и России, повышение его уровня, качества и эффективности.