Кто есть кто в брянском правительстве: Александр Резунов
За последние полгода состав правительства Брянской области серьезно обновился. «Брянские новости» открывают серию интервью о людях, которые сменили старую команду и возглавили ключевые направления работы. Кто принимает решения, от которых зависит жизнь брянцев? Как эти люди постигали науку управления? Что заботит и интересует их за пределами рабочих кабинетов? В каких семьях выросли и какие создали?
Первым журналистским «пыткам» подвергся заместитель губернатора Александр Резунов. Глава области Александр Богомаз ранее рассказал о нем «Российской газете»:
«Порой сложно найти или заметить достойного человека, который может стать управленцем. После увольнения вице-губернатора ломал голову над тем, кого взять на должность заместителя по сельскому хозяйству. Решил посоветоваться с аграриями. Предложили главу Мглинского района Александра Резунова. Достойный кандидат! Он в 24 года стал председателем колхоза и 16 лет руководил им. Был директором училища, работал в дорожном хозяйстве, три года служил в российском посольстве в Африке, пять лет возглавлял Красногорский район. Причем провел там очень удачную реформу ЖКХ».
Времени для передышки у Александра Резунова не было — после района сразу пришлось заняться областными делами, причем хлопотным сельским хозяйством.
— Александр Григорьевич, ваше назначение на пост заместителя губернатора было довольно необычным: глава области советовался с брянскими фермерами.
— Признаюсь, о назначении я сам узнал в последний момент. Мы, конечно, обсуждали с Александром Васильевичем какие-то возможности, и пути развития сельского хозяйства в Брянской области, но разговора о кадровых назначениях не было.
— Вы были удивлены?
— Честно говоря, немного удивился в первый момент. Но главным было ощущение возлагаемой на меня высокой ответственности. С другой стороны, и я не новичок в сельском хозяйстве, всю жизнь с ним так или иначе связан. И люди мне доверяли, я дважды становился главой администрации — в Красногорском и Мглинском районах. Ну, и я понимал, с кем и как мне придется работать. Это придавало уверенности. Сам глава области прошел большой путь в сельском хозяйстве, своими руками землю возделывал, входил в аграрный комитет Госдумы. У него к Брянской земле личное отношение, и я уверен, что это немалая доля наших успехов.
— В начале мая Росстат опубликовал индексы производства. Брянская область показала рекордные темпы роста в сфере АПК — 129,9 процента к прошлому году — и оказалась на первом месте в ЦФО и на втором — в России. В чем причина такого роста?
— Думаю, здесь сработал комплекс причин. Изменение подходов к развитию сельского хозяйства, внедрение новых технологий, усиление инвестиционной политики. Даже кризисная ситуация нам в каком-то смысле помогла: активнее начали работать, расслабляться перестали.
— А санкции повлияли?
— Конечно, повлияли. Причем я бы сказал, что положительно. Тут я полностью согласен с губернатором Богомазом: любые ограничения — не повод опускать руки. Нельзя плакать в уголке, надо браться и работать. Есть у нас задача заместить импортные товары своими — надо замещать.
— Задача есть, а возможности?
— Откуда, по-вашему, рост индекса? В том числе и потому, что возможности всегда были. А теперь и толчок к их реализации появился. 94,4 тысячи тонн мяса произвели за первые три месяца — это 175 процентов к прошлому году!
— Есть куда расти еще?
— Есть. У Брянской области высокий потенциал. Сегодня сельское хозяйство дает 7,7 процента валового регионального продукта, это один из основных наших секторов экономики. И самый быстрорастущий, есть чему поучиться у наших аграриев. Так что если Брянщина не справится с импортозамещением в АПК, то я уж и не знаю, кто справится. Лично я не сомневаюсь: мы точно справимся!
— Какие инвестиционные проекты вы считаете самыми важными?
— Их несколько. Агропарк «Брянский», например, с фермерским молочным комплексом, молококомбинатом, сыроварней, заводом детского молочного питания. В Жирятинском и Карачевском районах строятся свиноводческие комплексы, на территории Брянского района возводится крупнейший в России завод по производству картофеля фри, ведутся переговоры о запуске спиртзавода в Локте, а недавно нашими площадками заинтересовались польские производители томатов. Более 53 процентов инвестиций в основной капитал в регионе поступают именно в сельское и лесное хозяйство. Их сумма на сегодня составляет почти 26 миллиардов рублей.
— Что так привлекает инвесторов на Брянской земле?
— С одной стороны, чистое везение: у нашей области удачное географическое положение, благоприятные природные условия, мощная сырьевая база, большое количество свободных земель. С другой — грамотная инвестиционная политика. У нас и налоговые льготы есть, и земли мы сейчас начинаем дополнительно возвращать в сельхозоборот. Их можно использовать под новые проекты. Инвесторам легко разговаривать с губернатором, ведь что такое сельхозпроизводство, Богомаз знает не понаслышке. Кроме того, глава усердно защищает интересы области на федеральном уровне.
— Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидировании процентов по кредитам именно после совещания на Брянщине. Сейчас кредиты — основа бизнеса. Но ведь в какой-то момент стало непросто, люди занервничали…
— Согласен. Особенно тяжелая ситуация сложилась с «короткими» займами — под посевную. И Александр Васильевич обратился к председателю российского правительства. Результат налицо — постановления подписаны, новый порядок субсидирования действует по всей стране.
— Сколько у нас в области сейчас кредитных денег в обороте?
— В этом году наши производители получили 818 миллионов рублей — на 141 миллион больше, чем в прошлом. И я хочу отметить, что это без учета «Мираторга».
— А для обычных людей, которые хотели бы заняться фермерством, какие-то возможности существуют?
— Сегодня у нас есть программы поддержки — для начинающих фермеров, для семейных. В этом году на них запланировано около 80 миллионов рублей.
— Как будет развиваться сельское хозяйство в ближайшее время? Какие сложности придется преодолевать?
— Они есть всегда. Скажем, определенный недостаток зерна у нас. Картофелем сами себя обеспечиваем, более того, до 30 процентов продаем за пределы региона, а зерном — не можем пока. Соответственно, это влияет на животноводство — появилось некоторое отставание в производстве молочной продукции. Чтобы оно было безубыточным, норма надоя должна быть под четыре тысячи килограммов молока с коровы, а некоторые хозяйства и до трех даже недотягивают.
— Что предпринимать собираетесь?
— Развитие кормовой базы сегодня первоочередная задача, все внимание к ней. Сейчас расширяем площади под основную кормовую культуру — кукурузу. Планируем внедрять новые методы заготовки фуража, новое оборудование будем закупать.
— Сколько нужно зерна Брянской области?
— Губернатор еще в начале полевых работ поставил задачу выйти на уровень в миллион тонн в текущем году. То есть не меньше 30 центнеров с гектара. А в перспективе планируем довести общее производство и до трех миллионов тонн в год.
— Пока звучит как фантастика.
— Но это реальная задача. Мы проанализировали ситуацию, провели совещания с главами райадминистраций, рассмотрели возможности каждого района и сумели определить пути, по которому пойдет область. Уже подписаны соглашения с администрациями районов, будем пробовать новую технологию.
— В чем ее суть?
— Технология заключается в более интенсивной подкормке удобрениями, а также применении ряда новых агрономических приемов. Первое, своего рода экспериментальное, поле по новой технологии появилось в селе Курковичи Стародубского района по инициативе главы области. Участок пшеницы удобряем по интенсивной технологии. Вносится большая доза минеральных удобрений — до тонны на гектар. Сейчас отслеживаем рост и развитие растений, снимаем методический фильм, который потом разойдется по всей области.
— Просчитывали, что даст этот эксперимент?
— Урожаи в два раза больше привычных. Те самые 30 центнеров с гектара, вместо нынешних 15. Если урожай ниже, то убытки превышают доход, и нет смысла ничего сеять.
— Но урожай нужно еще и продать.
— Да, это еще одна серьезная задача — отношения с торговыми сетями. С одной стороны, у нас они налажены неплохо, работаем. С другой — мы могли бы поставлять больше брянской продукции, что и удобнее, и менее затратно. И цены были бы ниже.
— Что мешает?
— Недостаток хранилищ в области. Торговые сети предпочитают брать продукцию небольшими порциями в течение всего года, а не сразу после сбора урожая. А нам хранить негде.
— Тупик?
— Нет, Брянская область вошла в федеральную программу развития сельского хозяйства. В том числе, там есть пункт и о расширении площадей для хранения продукции овощеводства. Уверен, в обозримом будущем мы сможем серьезно поправить ситуацию.
— Сегодня жителей области серьезно волнует повышение цен. Что нас всех ожидает?
— Могу сказать, что мы период основного скачка цен прошли сравнительно безболезненно. Цены важнейших товаров сорока наименований, включая хлеб, нам удалось удержать от значительного повышения.
— Работа антикризисного штаба помогла?
— Да, общественный антикризисный штаб помог скоординировать действия, определить направления работы. Ежедневно отслеживали цены, еженедельно подводили итоги. Достигли соглашения с производителями, торговыми сетями. И работа дала результаты.
— Но в мае цены все-таки немного подросли.
— Тут вступают в силу законы рынка. Цена на сырье, на новые урожаи в любом случае растет. Но это естественный рост, он не превышает 10 процентов. И у нас в любом случае самая низкая стоимость многих продуктов по сравнению с соседними областями.
— Как дальше намерены сдерживать рост цен? А может, есть возможность и снизить их?
— Чтобы это случилось, области нужно увеличить производство, наполнить внутренний рынок. Нужно самим производить, перерабатывать, хранить и в итоге создавать конечный продукт. И продавать его — как на территории области, так и за ее пределами. И это возможно, тот же «Мираторг» тому пример. Хватит быть сырьевым придатком и зависеть от внешнего рынка.
— В этом году глава области потребовал обеспечить школы и больницы питанием за счет брянских продуктов. Мы говорим о полном цикле, а собственных бюджетников накормить не можем?
— Не хотелось бы сейчас искать виноватых, но в прошлом году заготовка овощей прошла не в полном объеме. Пришлось договариваться о поставках, в том числе, из Белоруссии. Новая команда учла ошибку, исправила ее и в этом году такой проблемы не будет. Все районы области определили свою потребность и соответственно увеличили посевные площади под овощи.
— А для простых жителей нашей продуктов хватит? Будут ли ярмарки осенью?
— Обязательно будут, можете даже не сомневаться. Начнут работать с 30 августа ярмарки выходного дня. Обязательно пройдет популярная Свенская ярмарка, она запланирована на 23 августа. Наши фермеры, сельхозпредприятия уже начали к ней подготовку. Но и сейчас на каждом рынке области существуют зоны, отведенные именно для наших, брянских сельхозпроизводителей.
— На днях наша делегация вернулась из Белоруссии, где провела переговоры о сотрудничестве. Как оцениваете итоги поездки?
— Подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Сегодня товарооборот только между Брянской областью и соседними областями Белоруссии — более 800 миллионов долларов. И мы будем его увеличивать. Планируем организовать в приграничных районах совместное производство и переработку молочной продукции. Ведь с мясным стадом у нас вопрос решен, а сотрудничество с белорусами позволит подтянуться и по поголовью молочного скота, чтобы закрыть потребность области в «молочке». Это ценное сотрудничество для всех.
— Какой сельскохозяйственный белорусов считаете особенно ценным?
— Чужой опыт никогда не бывает лишним. Но специально для этого уже ездить никуда не надо — ни в Белоруссию, ни в Европу, ни в соседние регионы. У нас на Брянщине есть все, что нужно, — и новые технологии, и грамотные специалисты. Более того — готовые делиться своим знанием. Примером тому Стародубский, Брянский, Комаричский, другие районы области.
— Часто бывает так: приезжаешь куда-нибудь, а тебе показывают только красивую картинку. Подробные технологии скрывают — коммерческая тайна.
— Наши сельские труженики охотно готовы помочь друг другу. Вот Стародубский район применяет новые технологии. Так у них того же зерна 70–80 центнеров с гектара — это нормальный урожай. А начинали как все — с двадцати. Есть чему поучиться, правда?
Опубликовано на сайте «Брянские новости»