Общий доход областного бюджета на 2014 год запланирован в объеме чуть более 30 миллиардов рублей — на 1,4 миллиарда рублей больше, чем первоначально планировалось на текущий год.
К сожалению, прибавка по доходам существенно — более чем в два раза — меньше по сравнению с прошлым годом. Обусловлено это снижением планируемых поступлений налога на прибыль организаций, в первую очередь — от нашего основного налогоплательщика (ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба»). Это обстоятельство заставляет планировать дефицит бюджета. Ожидается, что в 2014 году его расходы превысят доходы на 600 миллионов рублей. На 2015 и 2016 годы сформирован сбалансированный по доходам и расходам бюджет.
Из общего объема доходов областного бюджета большая часть — 66 процентов -собственные доходы. Общий объем безвозмездных поступлений на следующий год запланирован в размере чуть более 10 миллиардов рублей.
Основным приоритетом бюджетной политики на 2014–2016 годы, отраженным в проекте закона, является реализация положений «майских» указов Президента России, в первую очередь, — предусмотренных Указом от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников. Реализация указов на фоне ограниченных финансовых возможностей привела к необходимости изменения структуры расходов бюджета с целью концентрации ресурсов в социальных отраслях. В 2014 году доля расходов на «социальной блок» составит 69,3%. При этом почти половина расходов бюджета (49,8%) будет направлена на две отрасли — образование и социальную защиту населения.
В бюджетных проектировках на 2014–2016 годы предусмотрено:
— увеличение оплаты труда работников государственных учреждений на 5% с 1 октября 2014 года, на которых не распространяется действие «майских» указов Президента России. Данное повышение будет осуществляться в рамках запланированных ассигнований;
— повышение стипендий с 1 сентября 2014 года на 5%;
— индексация социальных выплат наиболее незащищенным слоям населения на 5% с 1 июля 2014 года.
Кроме того, в рамках отраслей социального сектора предусматриваются расходы на доведение заработной платы отдельным категориям работников до уровня, установленного президентскими указами. Существенный объем ресурсов на данные цели — более 600 миллионов рублей — централизован на следующий год в составе резервного фонда Брянской области и будет распределяться в течение года.
Среди основных расходных обязательств на очередной год необходимо отметить следующие:
— с 1 января 2014 года на уровень субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации предоставления дошкольного образования, которые раньше осуществлялись за счет местных бюджетов. На данные цели в бюджете предусмотрены средства в объеме 2,1 миллиарда рублей;
— расходы на организацию предоставления общего образования увеличены на 377,5 миллиона рублей и превысили 4 миллиарда рублей;
— на 762,8 миллиона рублей увеличен трансферт Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, на 50 миллионов — территориальному фонду обязательного медицинского страхования на организацию оказания медицинской помощи населению;
— 100 миллионов рублей будет направлено на обеспечение жильем детей-сирот;
— продолжится реализация ипотечных программ — на обеспечение жильем молодых семей предусмотрено 53 миллиона рублей, на реализацию проекта «Учительский дом» — 5 миллионов рублей, на реализацию ипотечных проектов жилищного строительства — 50 млн. рублей;
— в 2014 году будет оказана дополнительная поддержка приграничным сельским поселениям в целях стимулированиях их социально-экономического развития.
Существенные ассигнования будут направлены на финансовое обеспечение дорожной деятельности. Объем расходов дорожного фонда Брянской области на 2014 год составит 2,5 миллиарда рублей.
В следующем году будет сделан очередной важный шаг во внедрении программно-целевых методов в деятельность органов власти и повышении прозрачности бюджета. Если в предыдущие два года утверждалось аналитическое распределение по государственным программам Брянской области в качестве одного из приложений к закону, то на следующий год «программное» распределение расходов полностью заменило одно из традиционных приложений. Кроме того, была полностью пересмотрена классификация расходов с целью обеспечения соответствия расходов бюджета и государственных программ вплоть до мероприятий. С 1 января 2014 года будет осуществлен переход на «программное» исполнение областного бюджета.