Меню
Справка
Обычная версия
Закрыть меню
Правительство Брянской области
Служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Единый телефон в Брянской области: 117

Пояснительная записка к докладу о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Брянской области за 2015 год и их планируемых значениях на 3-летний период

Экономическая ситуация в Брянской области в 2015 году характеризовалась ростом во всех основных секторах экономики.

За 2015 год предприятиями промышленности Брянской области отгружено продукции и товаров собственного производства в объеме 175,4 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 113,3 процента (в 2014 году этот показатель составлял 102,1 процента). По данному показателю область заняла 1 место в Центральном Федеральном округе и 4 место в России.

Агропромышленный комплекс региона в последние годы показывает высокие темпы роста. В 2015 году произведено сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий в объеме 74,8 млрд. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 116 процентов. По данному показателю Брянская область заняла 2-е место в ЦФО и в России.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» увеличился на 5,7 процента к уровню 2014 года и составил 24,8 млрд. рублей.

Ситуация в социальной сфере и на рынке труда Брянской области оставалась стабильной.

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2015 году в Брянской области составила 70,36 года, что на 1,3 процента больше, чем в 2014 году (69,42 года).

Данный показатель напрямую зависит от решения различных задач в сфере социально-экономического развития: стабильного экономического роста, снижения дифференциации населения по доходам, эффективного развития социальных сфер (здравоохранения, образования, социальной защиты населения).

В Брянской области распоряжением Правительства области от 20 февраля 2015 года № 56-рп утверждена Концепция демографической политики в Брянской области на период до 2019 года, которая представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографической политики в Брянской области.

Распоряжением Правительства Брянской области от 24 июня 2013 года № 98-рп создан координационный совет по демографической политике Брянской области, основными направлениями деятельности которого являются разработка основных направлений демографической политики в Брянской области и выработка мер государственной поддержки отдельных социально-демографических групп населения, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.

Значительное влияние на повышение продолжительности жизни населения оказывают мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и на создание эффективной системы физического воспитания детей и подростков, которые предусмотрены в государственной программе «Развитие физической культуры и спорта Брянской области».

Меры государственной социальной политики способствуют дальнейшему росту продолжительности жизни. В 2016 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении прогнозируется в 71,7 года, 2018 году — в 73 года.

2. Численность населения области в 2015 году составила 1 225,7 тыс. человек, что ниже уровня 2014 года на 0,58 процента.

Определяющим фактором снижения численности населения является превышение количества умерших над количеством родившихся человек (естественная убыль). В 2015 году естественная убыль составила 5377 человек, что на 8,6% меньше, чем 2014 году (6219 человек).

Постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 696-п утвержден план мероприятий на 2015 — 2018 годы по реализации концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года. В плане предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения здоровья членов семьи и повышение рождаемости.

В целях улучшения демографической ситуации в Брянской области в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» с 1 января 2013 года на территории области введена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей, родившихся (усыновленных) после 31 декабря 2012 года. В 2015 году размер ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующего ребенка увеличен с 5996 руб. до 7135 руб. За 2015 год назначена ежемесячная денежная выплата на 3646 детей на сумму 300,8 млн. руб.

В целях поддержки многодетных семей с 1 января 2012 года в Брянской области выплачивается областной материнский (семейный) капитал, который с 2015 года увеличен в два раза до 100 тыс. руб. В 2015 году выдан 1681 сертификат на получение материнского капитала.

В области реализуется комплекс мер, направленных на создание условий совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. В 2015 году организовано профессиональное обучение 206 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Снижению смертности будут способствовать меры, реализуемые в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Брянской области» и Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

В прогнозном периоде темпы снижения численности населения будут замедляться. В 2016 году численность населения области ожидается в количестве 1225 тыс. человек, в 2018 году — в 1217 тыс. человек или 99,3 процента к уровню 2015 года.

3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2015 году составил 54 085,5 млн. рублей (в 2014 году — 57 384,5 млн. рублей).

Уменьшение объема инвестиций связано со снижением инвестиционной деятельности предприятий в декабре 2015 года, что повлекло за собой существенное снижение годового показателя. Основная причина сложившейся ситуации недостаток финансовых ресурсов предприятий.

В структуре инвестиций по источникам финансирования 63 процента занимали привлеченные средства. В объеме привлеченных средств 52 процента инвестиций приходилось на кредиты банков. Удорожание банковских кредитов негативным образом сказалось на инвестиционной активности предприятий.

В 2015 году принят Закон Брянской области от 9 июня 2015 года № 41-З «Об инвестиционной деятельности в Брянской области», который дает право инвесторам на получение государственной поддержки в виде налоговых льгот, субсидий для реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области, залогового обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов, бюджетных инвестиций, инвестиционных налоговых кредитов и организационных (нефинансовых) мер поддержки инвестиционной деятельности.

Для создания условий максимального благоприятствования участникам инвестиционной деятельности подготовлены нормативно-правовые акты, дающие право инвесторам, реализующим масштабные инвестиционные проекты, при выполнении определенных условий получить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

В 2015 году было предоставлено право на получение государственной поддержки в форме налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций 37 предприятиям области по 47 инвестиционным проектам на сумму 945,2 млн. рублей. На 2016 год заключены договоры об инвестировании с 29 предприятиями области по 40 инвестиционным проектам, планируемая сумма льгот составляет 751,3 млн. рублей.

Субсидии на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств в 2015 году предоставлены 20 предприятиям на сумму 24,1 млн. рублей.

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) прогнозируется в сумме 60389,6 млн. рублей, в 2018 году — 74 054,5 млн. рублей.

4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в 2015 году составил 303 174,4 млн. рублей, что на 1,22 процента меньше, чем в 2014 году (306 925,6 млн. рублей).

В 2015 году в рамках подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2014–2020 годы) на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства направлено 273,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 216,3 млн. рублей, из областного бюджета 57,1 млн. рублей. Государственная поддержка в виде субсидий и грантов оказана 213 субъектам малого и среднего предпринимательства.

В Брянской области существует система микрофинансирования малого и среднего предпринимательства, которая направлена на расширение доступа субъектов предпринимательства Брянской области к финансовым ресурсам. Брянским микрозаймовым фондом «Новый мир» и Брянским фондом микрозаймов в 2015 году предоставлено 550 микрозаймов на сумму 450 млн. рублей (в 2014 году- 431 микрозайм на сумму 321,9 млн. рублей). Брянским гарантийным фондом субъектам малого и среднего бизнеса предоставлено гарантий на сумму 36,5 млн. рублей.

Кроме финансовой помощи в Брянской области осуществляются мероприятия по оказанию информационной, методической и образовательной поддержки представителям малого и среднего бизнеса, стимулированию предпринимательской активности в молодежной среде.

В 2016 году оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предприятиями, планируется в объеме 307 722 млн. рублей, 2018 — в объеме 317 022 млн. рублей или 104,6 процента к уровню 2015 года.

5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в 2015 году составил 26126,3 млн. рублей, что на 1,3 процента меньше, чем в 2014 году (26 458,6 млн. рублей).

Сокращение поступлений в консолидированный бюджет области сложилось по следующим налоговым доходам:

— налогу на прибыль, что объясняется ухудшением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков региона и произведенными возвратами переплаты налога на прибыль организаций;

— налогу на имущество организаций, что связано с налоговыми льготами;

— налогу на добычу полезных ископаемых, что произошло за счет снижения объемов добычи одним из крупных налогоплательщиков.

Прогнозируемый экономический рост в базовых отраслях экономики Брянской области, реализация крупных инвестиционных проектов обеспечат дальнейший рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области. Меры по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета будут приниматься в рамках утвержденного плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов области, а также в рамках принятого плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Брянской области в 2016–2017 годах.

Прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в 2016 году составит 26964 млн. рублей, в 2018 году — 28872,2 млн. рублей (110,5 процента к уровню 2015 года).

6. Общий уровень безработицы в среднем за 2015 год составил 4,6 процента, что на 0,4 процентных пункта ниже, чем в 2014 году (5,0 процентов).

В 2015 году за услугой по содействию в подборе подходящей работы в государственные казенные учреждения центры занятости населения обратились около 38,5 тысяч граждан, при содействии службы занятости были трудоустроены в течение года 26,1 тыс. человек.

На 1 января 2016 года на учёте в службе по труду и занятости состояло 8164 безработных гражданина, что на 1415 человек или 21,0% больше, чем на 1 января 2015 года (6749 человек). При этом необходимо отметить, что рост количества признанных безработными граждан в 2015 году наблюдался при снижении количества обратившихся граждан за содействием в поиске подходящей работы.

В прогнозируемом периоде с учетом развития основных секторов экономики спрос на трудовые ресурсы будет увеличиваться, что приведет к снижению уровня безработицы.

В целях сбора первичной информации о наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессиях проведено электронное анкетирование, в котором приняли участие 442 работодателя области, в том числе 38 предприятий, реализующих инвестиционные проекты. По итогам анкетирования сформирован перечень 50-ти востребованных на рынке труда Брянской области новых и перспективных профессий и специальностей.

Снижению уровня безработицы будет способствовать реализация государственной программы «Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» и программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области.

В 2016 году уровень безработицы составит 5,3 процента, в 2018 году — 5,2 процента.

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2015 году составили 99,3 процента к уровню 2014 года (в 2014 году — 99,1 процента к уровню 2013 года).

Негативное влияние на показатели, характеризующие уровень жизни населения, оказал информационный фактор. Так, в 2015 году индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении составил 116,5 процента к уровню 2014 года.

В 2015 году денежные доходы на душу населения сложились в сумме 25196,9 рубля, что на 14,3 процента больше, чем в 2014 году.

Потребительские расходы на душу населения увеличились на 10,9 процента и составили 18824,6 рубля. Покупательская способность среднедушевых денежных доходов населения составила 2,9 прожиточного минимума (в 2014 году- 3 прожиточных минимума).

Реализация мероприятий Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и увеличения реальной заработной платы должны обеспечить повышение уровня жизни населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 году прогнозируются на уровне 101 процента к 2015 году, в 2018 году — 103 процента к 2017 году.

8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда в 2015 году составил 1,9 процента, что на 0,27 процентных пункта больше, чем в 2014 году (1,63 процента).

В 2015 году на территории области введено в эксплуатацию 644,3 тыс. кв. метров жилья, что составило 117,0 процентов к уровню 2014 года, в том числе индивидуальными застройщиками сдано 218,1 тыс. кв. метров жилья (33,85 процента от общего ввода жилья).

Увеличению объемов строительства жилья способствует реализация мероприятий подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» (2014–2020 годы) государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014 — 2020 годы). В рамках подпрограммы предоставлялись безвозмездные субсидии на компенсацию части платежа по ипотечному жилищному кредиту и бюджетные субсидии для оплаты части стоимости жилья многодетным семьям, работникам бюджетной сферы и иным категориям граждан.

Реализация мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» в рамках этапа 2014 года позволила переселить 566 человек из 231 квартиры. В рамках этапа 2015 года предусмотрено переселить 598 человек из 265 жилых помещений 46 многоквартирных домов.

В результате реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» введено (приобретено) 4,9 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов — 3,2 тыс. кв. метров.

Брянская область вошла в число участников программы «Жилье для российской семьи». Начали прорабатываться механизмы реализации программы на территории области. Для участия в программе определены застройщики и отведены земельные участки для строительства жилищных комплексов. До 1 июля 2017 года планируется ввести около 146 тыс. кв. метров жилья экономического класса.

В 2016 году удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда составит 2,27 процента, в 2018 году — 2,72 процента.

9. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) организациях в 2015 году составила 90 процентов, что на 1,5 процентных пункта больше, чем в 2014 году (88,5 процента).

Для организации всех видов учебной деятельности в одну смену в рамках региональной программы «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Брянской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016–2025 годы» планируется создать в 2016 году 3864 учебных мест, в 2017 году — 2261учебных мест, 2018 году — 1640 учебных мест.

В результате в 2016 году доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) организациях ожидается на уровне 90,8 процента, в 2018 году прогнозируется на уровне 94,8 процента к общей численности обучающихся.

10. Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) в 2015 году составила 1437,0 человек на 100 тыс. населения (в 2014 году — 1432,9 человек).

Смертность населения в трудоспособном возрасте в 2015 году составила 618,4 человек на 100 тыс. населения соответствующего возраста (в 2014 году — 693,3 человек).

Реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и государственной программы «Развитие здравоохранения Брянской области» позволяют укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений, повысить квалификацию врачей и их материальную заинтересованность в результатах работы, увеличивать доступность высокотехнологичной медицинской помощи.

В области проводится дополнительная диспансеризация работающего населения, углубленная диспансеризация детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволяет повысить выявляемость патологии на ранней стадии и своевременное оздоровление. Внедрены высокотехнологичные виды медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях опорно-двигательной системы и нейрохирургических заболеваниях, проводится модернизация наркологической службы.

Весь комплекс мероприятий позволит снизить показатели смертности населения, в том числе населения трудоспособного возраста от внешних причин и новообразований.

В 2016 году смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) прогнозируется на уровне 1450 человек на 100 тыс. населения, в 2018 году — на уровне 1380 человек на 100 тыс. населения или 96 процентов к уровню 2015 года.

11. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти Брянской области в 2015 году составила 37,2 процента, что на 11,7 процента больше, чем в 2014 году (33,3 процента).

12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, в 2015 году составила 99 процентов, что на 0,8 процентных пункта больше, чем в 2014 году (98,2 процента).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области в 2013 году разработана и реализуется «дорожная карта» по обеспечению семейного устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За 2015 год на территории Брянской области было выявлено 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 446 детей устроено в семьи граждан.

С целью успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в области работают службы сопровождения замещающих семей. В области функционируют 17 центров психолого-медико-социального сопровождения, охватывающие все 33 муниципальные образования.

В качестве дополнительных мер поддержки граждан, усыновивших ребенка-сироту, из областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 15 000 руб., при усыновлении ребенка-инвалида — еще дополнительно 10 000 рублей. Замещающим семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выплачивается до 12 000 рублей. Кроме того, усыновителям детей-сирот старше 7 лет и детей-инвалидов выплачивается единовременное пособие в размере 105 000 рублей из федерального бюджета.

Реализация мер государственной и региональной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать дальнейшему увеличению значения показателя.

В 2016 году доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов прогнозируется на уровне 99,1 процента, в 2018 году — на уровне 99,3 процента.

Индивидуальные показатели

1. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2015 году составила 55 процентов, что на 1,6 процентных пункта меньше, чем в 2014 году (56,6 процента).

На развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения из федерального бюджета в 2015 году направлено 218,5 млн. рублей.

В соответствии с программой работ по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог регионального значения в 2015 году построено и реконструировано 16,707 км дорог регионального значения и подготовлена проектная документация по пяти объектам, планируемым к реализации в 2016 году.

В Брянской области постоянно ведется мониторинг состояния действующей сети автомобильных дорог регионального значения, по результатам которого формируется программа дорожных работ на соответствующий финансовый год.

В 2016 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения прогнозируется на уровне 54,6 процента.

2. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в 2015 году составляет 18 процентов, что на 0,5 процента больше, чем в 2014 году (17,5 процента).

Приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в Брянской области являются развитие детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта, осуществление подготовки спортивного резерва, спортивных команд, физкультурно-оздоровительная работа с населением Брянской области, особенно с детьми и подростками, обучающимися в образовательных учреждениях, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

В течение 2015 года в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие физической культуры и спорта Брянской области» осуществлялась организация физкультурно-массовой работы, реализация Единого календарного плана областных, всероссийских и международных мероприятий, поддержка спортивных сборных команд Брянской области, выплата именных стипендий одаренным детям.

Для укрепления материально-технической базы, совершенствования спортивной инфраструктуры направлялись денежные средства в форме субсидий муниципальным образованиям и государственным учреждениям на проведение капитального ремонта спортивных сооружений, приобретение спортивной формы, оборудования и инвентаря.

В 2016 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения планируется на уровне 19,5 процента.