18. Проблемные вопросы, сдерживающие социально-экономическое развитие Брянской области
Брянская область — регион России, наиболее пострадавший от аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В «зону отселения» попадает более 200 населенных пунктов области. Значительная часть территории области нуждается в реабилитации загрязненных земель, требующей значительных финансовых вложений. Остается серьезная проблема приведения в безопасное состояние лесов с высоким и опасным уровнями радиационного загрязнения.
В настоящее время действует федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 523. Целью данной программы заявлено обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях. Однако на деле реализуются, в основном, только меры социальной защиты в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию. По оценке экспертов на данные цели необходимо около 350 млн. рублей, фактически же выделяется не более 40–50 млн. рублей.
При разработке новой программы на период до 2020 года необходимо предусмотреть не только меры социальной защиты в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию, но и меры, направленные на развитие «чернобыльских» территорий, в том числе мероприятия по обеззараживанию лесных и земельных массивов, субсидии на развитие инженерных сетей и инфраструктуры, налоговые льготы инвесторам.
Вместе с тем, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который призван заменить ныне действующее постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582.
В соответствии с проектом число населенных пунктов Брянской области, находящихся в зоне отчуждения, сохранится и составит 4 единицы, число населенных пунктов, находящихся в зоне отселения, сократится с 202 до 26, населенных пунктов, находящихся в зоне с правом на отселение — сократится с 237 до 191. Это приведет к резкому снижению уровня социальной поддержки граждан Брянской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, что, в свою очередь, может стать причиной ухудшения социально-экономической ситуации в регионе, возрастания уровня социальной напряженности.
Таким образом, только комплексные, системные меры, принимаемые на самом высоком уровне, могут возвратить зараженные территории к нормальной жизни, дать толчок социально-экономическому развитию «чернобыльской» зоны.
Актуальным остается вопрос финансирования реализации мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596–606. Общий объем средств, необходимых на реализацию «майских» указов ежегодно оценивается на сумму от 3 до 6 млрд. рублей.
Проблемным остается вопрос определения потребности в финансовых ресурсах для достижения целевых значений показателей, определенных указами. На федеральном уровне отсутствуют соответствующие методики, в связи с чем потребность в финансовых ресурсах определяется исходя из возможностей регионального бюджета и мероприятий, запланированных к реализации в рамках государственных программ. То есть имеет место метод «обратного счета», что может привести к недостижению целевых значений показателей.
Вместе с тем, собственных доходных источников бюджета Брянской области недостаточно для своевременного достижения всех целевых показателей «майских» указов. В связи с этим привлекается большой объем кредитных ресурсов коммерческих банков, что приводит к росту государственного долга региона. По состоянию на 1 октября 2014 года размер государственного долга Брянской области составил 9 570,7 млн. рублей (24,3 процента от прогнозируемого общего объема доходов областного бюджета на 2014 год), из них только 1 486 млн. рублей (15,5 процента) составляют бюджетные кредиты. Доля кредитов, полученных в кредитных организациях, составляет более 80 процентов от общей величины государственного долга.
В связи с этим на федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос об увеличении финансирования реализации мероприятий по достижению целевых показателей «майских» указов за счет средств федерального бюджета, а также рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных кредитов и государственных гарантий, предоставляемых региональным бюджетам, с целью снижения долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и снижения затрат на обслуживание государственного долга.
Брянская область существенно отстает от среднероссийских параметров по уровню среднедушевых денежных доходов и по величине номинальной начисленной среднемесячной заработной платы. За 2013 год номинальная заработная плата в целом по области сложилась в размере 18974 рубля, за январь—август 2014 года — в размере 20308 рублей. По величине номинальной заработной платы Брянская область в 2013 году занимала 16 место в ЦФО, в январе—июле 2014 года — 15 место.
Правительство Брянской области проводит серьезную работу для решения этой проблемы.
В области разработан и принят к исполнению план мероприятий по легализации заработной платы и выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. Работает комиссия по изучению состояния налоговой базы области, собираемости платежей, сокращению недоимки и мобилизации доходов в бюджеты области, на заседаниях которой ежемесячно рассматриваются вопросы по повышению среднемесячной заработной платы на отдельных предприятиях и организациях области до среднеотраслевого уровня в целом по области.
Продолжает работу координационный совет по вопросам обеспечения своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения ее до величины прожиточного минимума, установленной в области, и полноты поступлений налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Утвержден порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в котором одним из критериев отбора является показатель уровня средней заработной платы. Претендент на получение субсидии в пакете документов представляет справки об отсутствии задолженности по заработной плате.
Ежегодное увеличение заработной платы работникам организаций в размере не ниже регионального индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению предусмотрено Законом Брянской области от 4 апреля 2011 года № 21-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области».
В соответствии с региональным соглашением между Правительством Брянской области, Федерацией профсоюзов области и объединениями работодателей обеспечивается контроль за динамикой показателей, характеризующих качество жизни населения.
Ситуация на рынке труда определяется не только совокупным влиянием социально-экономических процессов, но и факторами демографического развития. Естественная убыль населения наблюдается в области с 1991 года, при этом число умерших превышает число родившихся в 1,4 раза. Доля молодых граждан, вступающих в трудоспособный возраст, неуклонно снижается, коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных граждан на 1 тыс. трудоспособного населения) достигает критических значений.
Целью демографического развития области является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Правительством области приняты Концепция управления демографическими процессами в Брянской области на период до 2015 года, государственная программа «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 — 2020 годы). Как результат, в 2013 году коэффициент естественной убыли населения не увеличился и составил 4,8 человека на 1000 населения.
Отсутствие современной транспортной автомагистрали, связывающей Брянск с Москвой, негативно отражается на инвестиционной привлекательности региона (федеральная автомагистраль М-3 Москва-Киев остро нуждается в модернизации). Решение вопроса о финансировании модернизации автомагистрали М-3 даст импульс дальнейшему развитию придорожного сервиса, строительству логистических складов, производственных объектов. Также остро стоит вопрос реконструкции федеральных автодорог «Орел — Смоленск» и «Брянск — Гомель», проходящих по территории Брянской области.
В рамках этой же проблемы существует необходимость поиска стратегического инвестора на аэропорт «Брянск», который в настоящее время находится в областной собственности.
Международный аэропорт города Брянска географически идеально подходит для использования в качестве запасного для аэродромов московского, киевского и минского аэроузлов. Однако в настоящее время не используется в связи с несоответствием стандартам ИКАО, системы захода на посадку и т. д.
Реконструкция аэропортового комплекса в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», а также создание при аэропортовом комплексе современной инфраструктуры позволит Международному аэропорту города Брянска стать конкурентоспособным на мировом рынке.